• Наши партнеры
    Смотрите информацию вешалки оптом у нас на сайте.
  • Сомов и другие.
    Акт 2

    Акт: 1 2 3 4
    Примечания

    ВТОРОЙ АКТ

    У Терентьева. Тоже новенькая дача с небольшой террасой, на террасу выходит дверь и два окна; с неё до земли четыре ступени. Сад: четыре молодые ёлки, они - полузасохли; под каждой - клумба для цветов, но - цветов нет, клумбы заросли травой. Две окрашенные в зелёную краску скамьи со спинками. У забора - кегельбан, начинается он небольшим помещением, в котором стоит койка, стол, два стула. В двери и окнах мелькает фигура Л ю д м и л ы , племянницы Терентьева. На террасе играют в шахматы К и т а е в и С е м и к о в.

    К и т а е в. Не видишь? Шах королеве!

    С е м и к о в. Ах ты... Скажи пожалуйста!

    К и т а е в. Тебе, Семиков, на шарманке играть, а не в шахматы.

    С е м и к о в. Не Семиков, а Семи-оков! В «Известиях» напечатано о перемене фамилии. Семик - языческий праздник, суеверие, - понял?

    К и т а е в. А ты - играй, двигай!

    С е м и к о в. Вот я и вставил оник: Семи-о-ков! Пустой кружочек, а - облагораживает.

    К и т а е в. Да ты - играй! Ну, куда полез? Шах королю!

    С е м и к о в. Какой несчастный случай!

    К и т а е в. Ну тебя к чертям! Неинтересно с тобой.

    		(Закуривает. Вышла Людмила, взяла стул, ушла. Оба смотрят вслед ей, потом 
    
    друг на друга. Семиков складывает шахматы в ящик. Доносится пение скрипки.)

    С е м и к о в. И под стихами приятно подписать: Се-ми-оков.

    К и т а е в. А всё-таки как ловко ни играй на скрипке, - гармонь преобладает её.

    С е м и к о в. Теперь стихи легко у меня текут.

    К и т а е в. Как слюни. Я, брат, творчество твоё – не люблю, жидковато оно.

    С е м и к о в. Ты не понимаешь, а Троеруков...

    ежели я себя не чувствую героем, так меня вроде как и нет совсем. Тут можно дать такой пример: построили судно, так допустите его плавать, а ежели оно всё на якоре стоит, - так на кой чёрт его нужно?

    С е м и к о в. Да, это верно!

    К и т а е в. Или пошлют человека в болото - плавай! А - куда по болоту поплывёшь? Вот, примерно, я...

    Л ю д м и л а. Китаев, ну-ка поди сюда, помоги.

    		[Китаев уходит.] 
    		(Семиков вынул книжку из кармана, читает, шевелит губами.) 
    		[Входит Миша.] 
    

    М и ш а. Ты чего тут делаешь?

    С е м и к о в. В шахматы играл.

    М и ш а. Спевка - здесь, в семь?

    С е м и к о в. Да.

    М и ш а. Арсеньеву - не видал?

    С е м и к о в. Была, занавес чинить ушла.

    М и ш а. Стихи читать будешь?

    С е м и к о в. Могу.

    М и ш а. Старые?

    		(Людмила в дверях.) 
    

    С е м и к о в. Нет, вчера написал:

    Года за годами бегут,

    А людям жить всё трудней,

    И я понять не могу

    Бешеный бег наших дней.

    М и ш а. Ну, ты это брось! Кому интересно, чего ты не понимаешь?

    Л ю д м и л а. Как это, Ванечка, в башке у тебя заводятся такие скушные слова? Пахинида какая-то...

    С е м и к о в. Говорят – «панихида», а не «пахинида».

    Л ю д м и л а. Ну - ладно, сойдёт и пахинида! Сбегай-ко в клуб, там, наверное, дядя, скажи - обед давно готов. И Арсеньеву зови, если она там... (Семиков обижен, уходит. Людмила садится на стул.) Знаешь, как Саша Осипов прозвал его? Стихокрад; он, говорит, чужие стихи ворует, жуёт их и отрыгает жвачку, как телёнок. Ой, Мишка, надоело мне хозяйничать! Учиться хочу, а - как быть? Уговариваю дядю - женился бы! А я - в Москву, учиться! Ежели здесь останусь - замуж выскочу, как из окна в крапиву.

    М и ш а (солидно). Замуж тебе - рано!

    Л ю д м и л а. Много ты понимаешь в этом! Не бойся, за тебя не пойду.

    М и ш а. Да я бы и не взял эдакую...

    Л ю д м и л а. Ох, ты... барашек! Нет, серьёзно, Мишка, ты - умный, ты послушай: дядю оставить на чужого человека - тоже не годится, работает он, как пятеро хороших, пить-есть ему - некогда, обшить, обмыть его - некому, о себе подумать - не умеет.

    М и ш а. Ты с Арсеньевой посоветуйся...

    Л ю д м и л а. Советовалась. Она решает просто - учиться! А мне дядю-то жалко, он меня на ноги поставил. Начала от скуки цветы сажать. Ну, - люди из сил выбиваются, а я – цветочки поливаю. Стыдно.

    М и ш а. Да уж... Смешновато.

    Л ю д м и л а. Костю Осипова не видал?

    М и ш а. Нет. Не понимаю, где он увяз? Третьего дня пошёл в Селище, в сельсовет...

    		[Арсеньева входит.] 
    

    А р с е н ь е в а. А я вас ищу, Миша! Вот вам парусина, краска, кисти, лозунги ликбеза, идите-ка, намалюйте их поскорее, получше.

    М и ш а. Дело знакомое. Людка, у тебя - можно?

    Л ю д м и л а. Иди, только не очень пачкай там.

    М и ш а. Ладно. Буду - не очень.

    А р с е н ь е в а. Почему у тебя мордочка скучная?

    А р с е н ь е в а. Слушай-ка, у Сомовых работает кухарка.

    Л ю д м и л а. Знаю, Фёкла, забавная старуха...

    А р с е н ь е в а. Не нравится ей там. Вот, давай пристроим её к дяде. Человек она хороший, честный и неглупа.

    Л ю д м и л а. Поговорить бы с ней. Кто это?

    		(Крыжов идёт, осматриваясь.) 
    

    Л ю д м и л а. Вам кого, дедушка?

    К р ы ж о в. Иван Терентьев здесь живёт?

    Л ю д м и л а. Здесь.

    К р ы ж о в. Ну вот, я к нему. Дочь, что ли?

    Л ю д м и л а. Племянница.

    К р ы ж о в. А это - жена?

    Л ю д м и л а. Нет ещё.

    К р ы ж о в. Невеста, значит.

    Л ю д м и л а. Тоже нет.

    А р с е н ь е в а. Знакомая, в гости пришла.

    К р ы ж о в. Ну, это ваше дело! Умыться бы мне, девушка, да - испить водицы, а? Запылился старик.

    Л ю д м и л а. Идите сюда.

    		([Людмила и Крыжов уходят.] Арсеньева идёт в кегельбан, садится к столу, 
    
    развязывает узел, в нём - потрёпанные флаги, щёлкает ножницами, начинает шить. Идут Дроздов, Терентьев.)

    Т е р е н т ь е в. Старые рабочие очень замечают это.

    Д р о з д о в. А откуда песок сыплется - непонятно.

    Т е р е н т ь е в. Вот, сегодня должен бы старик один придти, могу сказать, - учитель мой...

    А р с е н ь е в а. Он уже пришёл.

    Т е р е н т ь е в. Ага, Катерина Ивановна! Рад.

    Д р о з д о в. Я тоже рад.

    Т е р е н т ь е в. Он - в горницах, старик?

    А р с е н ь е в а. Да.

    		[Терентьев уходит.] 
    

    Д р о з д о в. Мы с вами, Катерина Ивановна, встречаемся всегда в хорошие дни.

    А р с е н ь е в а. Это вы — о погоде?

    Д р о з д о в. О ней. Не помню, чтобы встречал вас в дождь, в пасмурный день!

    А р с е н ь е в а. Редко встречаемся мы.

    Д р о з д о в. Значит — надобно встречаться чаще, — верно?

    А р с е н ь е в а (смеясь). Ловкий вы...

    Д р о з д о в. Ничего, парнишка — не промах! И всегда, встречая вас, я чувствую...

    А р с е н ь е в а. Зависимость погоды от моей личности, да?

    Д р о з д о в. Вот — именно! Благодарить вас хочется.

    А р с е н ь е в а. Не беспокойтесь.

    А р с е н ь е в а. А я к этому не готова.

    Д р о з д о в. Приготовьтесь.

    		(На террасу вышел Терентьев с куском хлеба в руках, стоит, прислушивается, 
    
    хмурясь, пятится в дверь.)

    А р с е н ь е в а. Вам не кажется, что вы немножко нахал?

    Д р о з д о в. Нет, не кажется! Есть песенка:

    Ты, говорит, нахал, говорит,

    Каких, говорит, немало...

    А р с е н ь е в а. Не продолжайте, дальше — неверно!

    		(Терентьев исчез.) 
    

    Д р о з д о в.

    Но, говорит, люблю, говорит,

    Тебя, говорит, нахала...

    А р с е н ь е в а. Борис Ефимович! Вы бы попробовали отнестись ко мне серьёзно, а?

    Д р о з д о в. Вы — обиделись?

    А р с е н ь е в а. Попробуйте! Может быть, это будет более достойно и вас и меня.

    Д р о з д о в. Не сердитесь, не надо! Честное слово... у меня к вам — большая симпатия! Работница вы у нас — что надо! А если я шучу...

    А р с е н ь е в а. Шутить надобно умеючи, не надоедая. Вы, кажется, у Яропегова шутить учитесь?

    Д р о з д о в. Почему — у Яропегова?

    Д р о з д о в (серьёзно). А — чем плох Яропегов?

    		(Идут Терентьев, Крыжов, за ними Людмила.) 
    

    Л ю д м и л а. Товарищ дядя! Скажи толком — обедать-то будем?

    Т е р е н т ь е в. Отстань! Мы с Борисом закусили, Крыжов — не хочет. Погоди, ещё двое придут...

    Л ю д м и л а. Что ж ты не сказал мне? Ведь не хватит.

    Т е р е н т ь е в. Иди к чертям, Людмила! Борис...

    К р ы ж о в. Порядка-то у вас нет?

    Т е р е н т ь е в. Ну-ко вот послушай, Борис... Давайте, на солнышко.

    		(Арсеньева собирает флаги, хочет уйти.) 
    

    Т е р е н т ь е в (сухо). Вы не мешаете нам.

    Л ю д м и л а (Арсеньевой). Давай помогу.

    К р ы ж о в (набивая трубку). История, братья-товарищи, такая: приехала к нам, на завод, компания, чтобы, значит, реконструировать, расширить и так и дальше. Завод действительно заслужил этого, ещё до революции износился, и подлечить его давно следовало; мы, старьё, три года этого, как милостыню, просили. Ну, началась работка! Двигается всё туда-сюда, не торопясь, того — нет, того — не хватает. Командовал старик, моих лет, а раньше — Богомолов приезжал, тоже старик.

    Д р о з д о в. Яков Антонов?

    К р ы ж о в. Кто это?

    Д р о з д о в. Богомолов-то?

    К р ы ж о в. Не знаю. Детали рассказывать - не буду, а прямо скажу: устроили так, что раньше болванка из кузницы ко мне шла четыре часа, а наладили дело — идёт семь часов. И так и дальше всё. У меня — записано. Я и говорю старикам: как будто чего-то неладно вышло, братья-товарищи? Видим, говорят, однако — может, так и надо.

    		(Китаев на террасе, мрачно жуёт что-то.) 
    

    К р ы ж о в. Всё-таки решили поговорить с директором, он у нас — литейщик с Лысьвенского завода, партизан, красным командиром был, по армии скучает. «Вот, говорим, Демид, брат-товарищ, какие штуковины наблюдаются». — «Вы, говорит, старики, неправильно считаете, и вообще, говорит, специалист, как паук, своё дело знает». И так и дальше. Успокоил.

    		(Китаев ушёл, потом вынес бутылку пива, сел, пьёт. Постепенно начинает 
    

    К р ы ж о в. Успокоил, ну — не меня! Я, погодя немного, в завком. Там — тоже успокаивают. Ну, тут я поругался, эх, говорю, братья-товарищи, так вас и разэдак. Н-да. Погорячился. Какие, говорю, вы хозяева? И так и дальше. Вызывают в ГПУ, там у нас хороший парень сидит, однако и он тоже: «Ты, говорит, товарищ, разлад в работу вносишь!» А молодёжь начала и высмеивать меня. В стенгазету попал: склочник, бузотёр. Н-да. Только рабкор один, комсомолец Костюшка Вязлов, на моей стороне, ну — ему веры нет, он у меня на квартире живёт. Даже внука моя, тоже комсомолка, и та — против. Ну, ладно! Однако я всё считаю, записываю и вижу — нет, моя правда: нехорошо сделано! Стало так туго мне, что огорчился, выпивать начал. Девятнадцать лет сверлил, тридцать четыре на заводе, всё знаю лучше, чем дома у себя. Понял, что дело моё — плохо, пожалуй, и пить привыкну на старости лет. Ну и решил, скрепя сердце рассчитался и — в Москву! Вдруг тебя, Иван, вижу на станции. И вот я вам, братья-товарищи, прямо говорю: там дело нечисто, повреждённое дело! У меня кетрадка есть, в ней сосчитано всё, все часы, вся волокита...

    Д р о з д о в. Можно взглянуть?

    К р ы ж о в. На то и писано, чтоб читали. Разберёшь ли? Писатель я — не Демьян... победнее его буду...

    Д р о з д о в. Разберу.

    К р ы ж о в (Арсеньевой). Ты что глядишь на меня? Понравился?

    А р с е н ь е в а. Очень.

    К р ы ж о в (толкая Терентьева локтем). Слыхал? Хо-хо! Вон оно что! У меня дочь старше тебя, только — дурой выросла. Ребят — родит, а — больше ничего не умеет. Вот внука, так эта — что надо! В Свердловск поехала, учиться. Ты — партийка?

    А р с е н ь е в а. Нет.

    К р ы ж о в. А чего делаешь?

    А р с е н ь е в а. Ребят учу.

    Д р о з д о в. Иван!

    К р ы ж о в. Вам, молодым, надобно в партию записываться, круче дела-то загибать. Я вот ехал сюда — горой, водой, лесом, парусом, — как говорится, гляжу: тут — строят, там — строят, инде — выстроили, ух ты, мать честная! Бойко взялись за дело, крепко! Конечно, я и по докладам, по газетам знал, ну, а когда своим глазом видишь, это уж другой номер!

    		(Дроздов и Терентьев, сидя на другой скамье, рассматривают книжку.) 
    

    Т е р е н т ь е в. Склочником он не был.

    Д р о з д о в. Да, не похож! А цифры — нехорошо поют.

    К и т а е в. А ты — в партии?

    К р ы ж о в. Я — нет. Мне — не надо, я и без того — природный пролетар. До Октября, до Ленина, я даже и понимать не хотел партию. Думал — так это, молодёжь языки чешет. И дело у меня — строгое, требует всех сил. А заседать я — не мастер, да и грамотой не богат. Года три тому назад хотели меня в герои труда произвести, ну — я чинов-званий не любитель, упросил, чтобы не трогали.

    К и т а е в. Это — напрасно! Коллектив знает, что делает, ему герой — нужен...

    К р ы ж о в. Герой, голова с дырой...

    		(Терентьев молча кивает головой.) 
    

    Д р о з д о в. Зови-ко его в комнаты.

    К и т а е в. Куда же ты едешь?

    К р ы ж о в. Вот сюда приехал.

    Л ю д м и л а. Что же обедать — завтра будем? Никто не идёт.

    Т е р е н т ь е в. Отвяжись! Подь-ка сюда, Крыжов.

    К р ы ж о в (идя). Порядка у тебя, видать, нет насчёт обеда-то? Остался ты, видно, как был, — беспорядочный, а? (Хлопает Терентьева ладонью по спине.) Приятно мне, что встретились!

    Л ю д м и л а (около Арсеньевой). Бестолочь какая! И так — почти каждый день.

    А р с е н ь е в а. Какой интересный старик!

    Л ю д м и л а. Молодые — интереснее. Дроздов, например, а? Замечаешь, как он присматривается к тебе?

    А р с е н ь е в а. У него такая служба...

    Л ю д м и л а. Обыкновенная — мужская. А мне инженер нравится.

    А р с е н ь е в а. Который?

    Л ю д м и л а. Яропегов, конечно! Он в клубе читал лекцию по истории земли, по металлам, — интересно! Весёлый, чёрт!

    А р с е н ь е в а. Что ж он — ухаживает за тобой?

    Л ю д м и л а. Заговаривает. Смешит. Я — люблю весёлых!

    А р с е н ь е в а. Ты бы лучше со своим с кем-нибудь веселилась.

    Л ю д м и л а (вздыхая). Свои, свои... Вон Китаев просит записаться с ним.

    А р с е н ь е в а. Неприятный парень.

    		(Арсеньева идёт.) 
    

    Д р о з д о в. Помогите нам расчётец сделать — ладно? Папироску хотите?

    А р с е н ь е в а. Не курю. Бросила.

    Д р о з д о в. Отчего?

    А р с е н ь е в а. Ребятам дурной пример.

    Д р о з д о в. Резонно.

    		(Ушли. Людмила шьёт.) 
    

    К и т а е в. Скушно по воскресеньям!

    Л ю д м и л а. Тебе и в будни скучно.

    К и т а е в. Так — как же? Сходим, запишемся, а?

    Л ю д м и л а. От скуки?

    К и т а е в. Зачем — от скуки? От любви.

    Л ю д м и л а. У тебя на пиджаке — капуста.

    К и т а е в. Капусту я не ел.

    Л ю д м и л а. Ну, тогда что-нибудь из носу.

    К и т а е в. Ты очень грубая барышня.

    Л ю д м и л а. Вот видишь! А приглашаешь меня в загс.

    		(Силантьев стоит за углом террасы.) 
    

    К и т а е в. Потому что влюбился. От любви и скучаю.

    К и т а е в. Это — в зависимости от девушки.

    Л ю д м и л а. Всё-таки?

    К и т а е в. Ну... примерно, как в опере «Деймон» — желаю видеть вечной подругой жизни...

    Л ю д м и л а. А — она?

    К и т а е в. Она, конечно, смеётся. Любовь — дело весёлое, игристое дело!

    Л ю д м и л а. Ух, какой ты глупый, даже страшно!.. (Убежала.)

    С и л а н т ь е в [входит]. Здравствуйте, товарищ Китаев! Я — к вам.

    К и т а е в. Ну?

    С и л а н т ь е в. Доски у меня взяли, те самые...

    К и т а е в. Кто взял?

    С и л а н т ь е в. Мишка-комсомол.

    К и т а е в. Так просто — пришёл и взял?

    С и л а н т ь е в. Нет, конечно, за деньги, только он платить стесняется.

    К и т а е в. Почему?

    С и л а н т ь е в. Нету денег у него, погоди, говорит! А мне нужно, я — бедный человек...

    К и т а е в. Ты — не человек, а кулак.

    С и л а н т ь е в. Какой же я кулак? У кулака пальцы сжаты, а у меня — вот они — растопырены, потому — держать мне нечего.

    К и т а е в. От тебя водкой пахнет.

    С и л а н т ь е в. Ну, так что? Водку и немец пьёт.

    С и л а н т ь е в. Она мне не мешает.

    К и т а е в. Ну, ступай! Доски меня не касаются.

    С и л а н т ь е в. Так ведь вы заведуете клубом и всем этим... устройством. Ведь я вам за них...

    К и т а е в. Ступай, ступай! Доски получишь... Водку пьёте, черти...

    С и л а н т ь е в. Эх, трудно с вами, товарищи! Не деловой вы народ! (Уходит.)

    		(Троеруков навстречу; мимоходом — перешёптываются. Крыжов вышел с бутылкой 
    
    нарзана, прошёл в кегельбан, прилёг на койку, курит.)

    К и т а е в. Устал, старик?

    К р ы ж о в. Есть немножко.

    К и т а е в. Что там у вас, — вредители работают?

    		(Крыжов не отвечает.) 
    

    К и т а е в. Много вокруг нас чужого народа.

    К р ы ж о в. Выметем.

    		(Троеруков смотрит на часы, щёлкнул крышкой.) 
    

    К и т а е в. А, учитель! Ты — что?

    Т р о е р у к о в. Спевка у меня.

    К и т а е в. Почему — здесь?

    Т р о е р у к о в. Эстрада не готова.

    К и т а е в (щёлкнув пальцем по бутылке нарзана). Аш два о! — Вода, значит. (Отводит Троерукова в сторону.) Стишки мои прочитал?

    К и т а е в. Ну — что?

    Т р о е р у к о в. Правду сказать?

    К и т а е в. Обязательно!

    Т р о е р у к о в. Стишки —дрянь, но — от души.

    К и т а е в. То есть — как это?

    Т р о е р у к о в. Очень просто, вы — не обижайтесь, товарищ Христофор. По форме они — дрянь, но по искренности — неплохи.

    		(Китаев мычит.) 
    

    Т р о е р у к о в. Видите ли: одно дело слова, другое — мелодия. Мелодия — подлинная песня души, то есть —самое настоящее, самая глубокая правда человека, — ваша правда...

    К и т а е в. Угу! Да...

    Т р о е р у к о в (оглядываясь, вполголоса). Например — «Интернационал» можно петь церковно, на третий глас, на шестой. (Поёт.)

    Отречёмся от старого мира.

    К и т а е в (удивлён). Ах, чёрт! В самом деле. Это — смешно...

    Т р о е р у к о в. И многие, когда поют «Интернационал», так не отрекаются от старого мира, а взывают к воскресению его; новый-то им уже надоел, понимаете...

    К и т а е в. Верно! Поют некоторые! Ах ты, щучий сын! Замечаешь!

    Т р о е р у к о в. Теперь, возвращаясь к вашим стишкам...

    К и т а е в. Ты смотри, никому не говори, что я сочиняю!

    Т р о е р у к о в. Я — помню! Ни-ни, никому! Так вот, стишки... В чём их недостаток? В том, товарищ Христофор, что вы взялись не за своё дело. По натуре вашей, вы — разрушитель, вам разрушать надо, а вы — строите и воспеваете стройку, казённое, не ваше дело. Поэтому слова не совпадают у вас с мелодией души, с настоящей вашей правдой, — вашей! Понимаете?

    К и т а е в. Верно! Ей-богу, это — верно! Ах, чёрт! Действительно... Я и сам чувствую — не идёт у меня! Не то пишу!

    Т р о е р у к о в. Вот видите!

    да — вот, наблюдай, как посёлок строят!

    Т р о е р у к о в. Ну да!

    К и т а е в. Я, бывало... Да я... поголовно истреблял... как собака тараканов! Хлеба не давать? Так я ж их поголовно! Как в сказке: ахну, и — нет ничего, только пыль, брызг и сапоги! Вы — кто? Помещики, дворянство, буржуазия или просто — люди? Да я вас так, что от всей вашей массы только одни уши останутся... А теперь вот...

    Т р о е р у к о в. Время не для вас, не для героев!

    К и т а е в. Понимаешь? Теперь я — кто?

    Д р о з д о в (вышел на террасу, оглянулся, идёт в сторону Крыжова, мимоходом). В самом деле, товарищ Китаев, вспомни-ко, — кто ты...

    К и т а е в. Я помню!

    Д р о з д о в. Не забывай. (Троерукову.) Вы что тут?

    Т р о е р у к о в. Спевка будет здесь.

    		(Китаев и Троеруков скрываются за углом дачи. Дроздов, посмотрев на Крыжова, 
    
    идёт к террасе. Встречу ему Терентьев.)

    Т е р е н т ь е в. Ну, что он?

    Д р о з д о в. Спит.

    Т е р е н т ь е в. Значит: решили — завтра в Москву его?

    Д р о з д о в. Ну да. Ты Китаева хорошо знаешь?

    Т е р е н т ь е в. Вовсе не знаю. Он сюда недавно прислан.

    Д р о з д о в. Дурак он, кажется.

    Т е р е н т ь е в. А что?

    Д р о з д о в. Чего он возится с этим учителем пения?

    Т е р е н т ь е в. Учитель-то, похоже, полуумный. Кстати, Дроздов, ты за Арсеньевой ухаживаешь...

    Т е р е н т ь е в. Ты ведь это так, для развлечения...

    Д р о з д о в (усмехнулся, напевает).

    Эх ты, моя белая,

    Что ты со мной сделала?

    Т е р е н т ь е в. Погоди, я — серьёзно! Она мне вроде как бы жизнь спасла...

    Д р о з д о в. Рассказывал ты. Тогда они ещё плохо понимали нас, потому, изредка, и спасали. Если ты серьёзно, так — гляди, не ошибись...

    Т е р е н т ь е в. Я, брат, года три бредил о ней... даже вот не женился. Может быть, это достойно смеха... Ты, конечно, моложе меня, красивый.

    Д р о з д о в. Ну, ладно...

    Т е р е н т ь е в. Так что... вот! Понимаешь эту штуку?

    Д р о з д о в. Ладно, понял. Человек она как будто хороший, работница на все руки...

    Т е р е н т ь е в. Образованная.

    Д р о з д о в. Всё это так! Но не нравится мне приятель её, этот учитель пения, малосольная морда.

    Т е р е н т ь е в. Он ей — не приятель, и говорит она о нём — нехорошо.

    Д р о з д о в. А что — нехорошо?

    Т е р е н т ь е в. Ты лучше сам спроси её.

    Д р о з д о в. Мы живём среди хитрого народа, словам надо верить осторожно.

    (Людмила вышла, ставит на стол две бутылки пива, стаканы.)

    Л ю д м и л а. Вы что же — откупорили бутылки, а — не пьёте? Испортится.

    Т е р е н т ь е в. Это — да!

    на скрипке пилил, рояль балабонила. Я шёл мимо около полуночи, эх, думаю...

    Т е р е н т ь е в. Пускай веселятся, лишь бы честно работали...

    Д р о з д о в. Честно! Сие последнее есть самое главное, как говорил один товарищ у нас в кружке... лет пятнадцать тому назад...

    Т е р е н т ь е в. Тебе — сколько?

    Д р о з д о в. Тридцать три. Шахтинский процесс...

    		[Входит Миша.] 
    

    М и ш а. Товарищ Дроздов, — за Селищами раненого нашли...

    Л ю д м и л а. Сашу Осипова?

    М и ш а. | Неизвестно ещё...

    Д р о з д о в. | Почему ты думаешь, что Осипова?

    Л ю д м и л а. Он говорил мне, что грозят избить его...

    Д р о з д о в. Кто?

    Л ю д м и л а. Да — не знаю я!

    Д р о з д о в. Ну, надо ехать...

    Л ю д м и л а. Наверно, наверно, Сашу Осипова...

    Т е р е н т ь е в. Не кричи! Ещё не установлено.

    Л ю д м и л а. У вас — всё не установлено! И кто клуб поджигал, и кто Маше Валовой голову проломил.

    М и ш а. Я — с вами, товарищ Дроздов, — можно?

    К и т а е в (идёт). Почему шум?

    Л ю д м и л а. Осипова Сашу избили.

    Л ю д м и л а. Врёте!

    		(Крыжов проснулся, слушает, набивая трубку.) 
    

    К и т а е в. Почему — вру?

    Л ю д м и л а. Он про вас в стенгазете писал, вот почему!

    К и т а е в. Кто под пулями гулял, тому стенгазета — муха!

    К р ы ж о в. Убили кого-то?

    Т е р е н т ь е в. Рабкора ранили.

    К р ы ж о в. Эта мода и у нас есть. У нас сразу видно: кто рабкора считает врагом, доносчиком — значит, это чужой человек, не наш.

    Л ю д м и л а. Ай, как хочется мне туда!

    К р ы ж о в. На покойника поглядеть?

    Л ю д м и л а. Да — не покойник...

    К р ы ж о в (с упрямством старика). В покойнике ничего интересного нету. (Китаеву.) Дремал я тут, слышал, экую чепуху городил ты, парень!

    К и т а е в. Ты — стар, тебе моих мыслей не понять!

    К р ы ж о в. Где понять! Глупость — трудно понять. А этот, который с тобой балагурил, — поп, что ли?

    К и т а е в (отходит). Не любишь молодых-то?

    К р ы ж о в. Зачем? Молод да умён — два угодья в нём. Осердился. Вот теперь, отдохнув, я бы поел...

    Т е р е н т ь е в. Идём.

    Л ю д м и л а. Ну вот, нашли время...

    		(Уходят. Китаев пьёт пиво. Появляется Троеруков.) 
    

    К и т а е в. Придут. Петь — не работать, придут!

    Т р о е р у к о в. Вы, товарищ Китаев, шофёром были?

    К и т а е в. Кто тебе сказал?

    Т р о е р у к о в. Не помню.

    К и т а е в. Ну, а если — был, так — что?

    Т р о е р у к о в. Правда, что шофёр так может срезать человека крылышком автомобиля, что никто не заметит?

    К и т а е в (пристально разглядывая его). И человек этот — не заметит?

    Т р о е р у к о в. О нём — речи нет.

    К и т а е в. Так. А... зачем ты спрашиваешь?

    Т р о е р у к о в. Чтобы знать. Меня ловкость интересует. И — не верю, что это можно сделать безнаказанно.

    К и т а е в (не сразу). Ты — чему учишь? Петь?

    Т р о е р у к о в. Да.

    К и т а е в. Ну и — учи! Автомобиль тебя не касается.

    Т р о е р у к о в. И — хорошо! А то — коснётся крылышком, и — нет меня!

    К и т а е в (смотрит на него). Это... какая же мелодия в башке у тебя?

    Т р о е р у к о в. Это просто любопытство. Вот, начинают собираться наконец! Товарищи! Сильно опаздываете...

    		(Идут: Дуняша, ещё две девицы, двое рабочих.) 
    

    К и т а е в (посмотрев на них, берёт бутылку пива). Предлагаю выпить! Кто — за? Кто — против? Воздержавшихся — нет? Принято единогласно... (Наливает, пьёт.)

    		(Собрались певцы. Дуняша и Людмила запевают.) 
    

    Вдоль да по Казанке

    Серый селезень плывёт.

    		(Китаев подошёл и тоже поёт. На террасе — Крыжов, хохочет, притопывая ногой. 
    
    Терентьев, Арсеньева, глядя на него, тоже смеются.)

    К и т а е в. Эх, мать честная! Здорово, ребята! (Кричит.)

    А мы его по макушке

    Бац, бац, бац!

    ---------------

    Акт: 1 2 3 4
    Примечания
    Раздел сайта: