Поиск по творчеству и критике
Cлово "1848"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Беседы о ремесле
Входимость: 2. Размер: 151кб.
2. С кем вы, "мастера культуры?"
Входимость: 1. Размер: 51кб.
3. Стечкин Н.Я.: Максим Горький, его творчество и его значение в истории русской словесности и в жизни русского общества. Глава шестая и последняя
Входимость: 1. Размер: 61кб.
4. Две души
Входимость: 1. Размер: 33кб.
5. Горький М. - Амфитеатрову А. В., март, не ранее 16, 1908 г.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
6. Амфитеатров А. В. - Горькому М., 12 мая 1908 г.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
7. Горький М. - Амфитеатрову А. В., январь, не позднее 5, 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
8. История молодого человека
Входимость: 1. Размер: 30кб.
9. Разрушение личности
Входимость: 1. Размер: 134кб.
10. Скабичевский А. М.: М. Горький. Очерки и рассказы
Входимость: 1. Размер: 41кб.
11. Гельрот М. В.: Ницше и Горький
Входимость: 1. Размер: 129кб.
12. Горький М. - Чехову А.П. (Между 1 и 7 [14 и 20] октября 1900, Н.-Новгород)
Входимость: 1. Размер: 11кб.
13. Между прочим
Входимость: 1. Размер: 127кб.
14. Горький М. - Кондурушкину С. С., около 17/30 ноября 1908 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
15. Херсонес таврический
Входимость: 1. Размер: 31кб.
16. Стечкин Н.Я.: Максим Горький, его творчество и его значение в истории русской словесности и в жизни русского общества.
Входимость: 1. Размер: 54кб.
17. Беседа с молодыми
Входимость: 1. Размер: 52кб.
18. По поводу одной легенды
Входимость: 1. Размер: 25кб.
19. Амфитеатров А. В. - Горькому М., 31 марта 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
20. Люстерник Е. Я.: Горький о национально-освободительном движении в Индии
Входимость: 1. Размер: 16кб.
21. Анненский И.Ф. "Драма на дне"
Входимость: 1. Размер: 37кб.
22. Философов Д. В.: Конец Горького
Входимость: 1. Размер: 58кб.
23. Горький М. - Иорданскому Н. И., не ранее 15/28 января 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
24. Михайловский Н.К. "О повестях и рассказах Горького и Чехова"
Входимость: 1. Размер: 53кб.
25. По Союзу Советов (часть 2)
Входимость: 1. Размер: 65кб.
26. Горький М. - Амфитеатрову А. В., не ранее 21 марта 1906 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
27. Горький М. - Ляцкому Е. А., 24 декабря 1912 г./ 6 января 1913 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
28. Савельев М. - Горькому М., начало сентября, не позднее 11, 1913 г.
Входимость: 1. Размер: 13кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Беседы о ремесле
Входимость: 2. Размер: 151кб.
Часть текста: способную предугадывать будущее. К ней, в маленький домик на <Гребешке>, ходили и ездили сотни людей: она певучим голоском тихонько говорила им какие-то нескладные слова, взимая за это по четвертаку. Была она кругленькая, аккуратных форм, бело-розовая, точно из фарфора вылепленная. Выходила к людям в одной длинной, до пяток, рубахе грубого полотна, ворот наглухо завязан чёрной тесёмкой, светлые <ржаные> волосы рассыпаны по спине; голову она держала склонив её вниз и к левому плечу, точно прислушиваясь к голосу своего сердца. С её круглого розового личика из-под густых тёмных бровей смотрели прикрытые ресницами синевато-серые глаза; на этом ангельски глупом лице они казались чужими, и было в них что-то тревожное и угрюмое - на мой взгляд. Любопытства ради я тоже отнёс Музе четвертак, и она, погрозив мне игрушечным пальчиком, сказала: - Тому не сбыться, что во сне снится. А товарищу моему, скромнейшему парню с заячьей губой, ломовому извозчику: - Не ходи, козёл, по двору; гуляй, козёл, на гору. Дожив до двадцати одного года, она вдруг изумила город, возбудив против дяди и опекуна своего судебное преследование за сокрытие и растрату её наследственного после матери имущества. Оказалось, что на заработанные прорицаниями четвертаки Муза, при помощи некоего <частного ходатая по судебным делам>, тайно и ловко собирала улики против дяди, и улики оказались настолько бесспорными, что дядя сел в тюрьму. Несколько лет Муза обманывала людей, продавая им глупенькие фразы по 25 копеек за штуку. Но она прикрывалась слабоумием в целях самозащиты, в борьбе за <имущество> она победила, и нормальные люди, простив ей обман, удостоили её похвалы и славы. Был другой случай,...
2. С кем вы, "мастера культуры?"
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: народа философское и церковное облачение буржуазии. Она продолжает заниматься этим трудным, но не очень похвальным и совершенно бесплодным делом и в наши дни, обнаруживая почти пророческое предвидение событий. Так, например, раньше чем империалисты Японии приступили к разделу Китая, немец Шпенглер в книге "Человек и техника" заговорил о том, что европейцы совершили в XIX веке крупнейшую ошибку, передав свои знания, свой технический опыт "цветным расам" Шпенглера поддерживает в этом ваш — американский — историк Генрик Ван-Лон, он тоже признает вооружение черно- и желтокожего человечества опытом европейской культуры одной из "семи роковых исторических ошибок", совершенных европейской буржуазией. И вот мы видим, что ошибку эту хотят исправить: капиталисты Европы и Америки снабжают японцев и китайцев деньгами и оружием, помогать им истреблять друг друга, и в то же время посылают на Восток свои флоты для того, чтобы в момент, наиболее удобный для них, показав японскому империализму свой мощно бронированный кулак, приступить, вместе с храбрым зайцем, к дележу шкуры убитого медведя. Лично мне думается, что медведь не будет убит, потому что Шпенглеры, Ван-Лоны и подобные им утешители буржуазии, очень много рассуждая об опасностях, грозящих европейско-американской "культуре" кое о чем забывают упомянуть. Забывают они о том, что индусы, китайцы, японцы, негры не являются чем-то социально монолитным, однообразным, но расслоено на классы. Забывают и о том, что против яда своекорыстной мысли мещан Европы и Америки выработано и оздоравливающе действует противоядие учения Маркса—Ленина. Впрочем, возможно, что они об этом и не забывают, но только тактически умалчивают и что их тревожные крики о гибели европейской культуры объясняются их сознанием бессилия яда и силою противоядия. Вопиющих о гибели цивилизации становится все больше, крики их звучат все более громко. Месяца три тому назад во Франции публично кричал о непрочности цивилизации бывший...
3. Стечкин Н.Я.: Максим Горький, его творчество и его значение в истории русской словесности и в жизни русского общества. Глава шестая и последняя
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Часть текста: русской словесности и в жизни русского общества. Глава шестая и последняя ГЛАВА ШЕСТАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ Биография Горького. - Легенда о нем. - Предвзятость творчества Горького. - Общий вывод. I В предыдущих главах настоящего очерка были разобраны или указаны все те сочинения Максима Горького, при помощи которых его литературный облик встает без прикрас во весь свой рост. Приступая к последовательному и сразу чтению всех сочинений Горького, автор этого очерка был знаком с ними, по мере того, как они выходили в разное время и в разных изданиях. Читать вразброд сочинения писателя - одно. Перечитать сразу все им написанное - другое. Начиная последовательное чтение, мы не имели никакой предвзятой идеи. Интересовало просто узнать причину огромного успеха Горького. В глубине же памяти оставалось лишь впечатление талантливости, своеобразности, чего-то нового в смысле популяризации босячества. Отрешившись от всех ходячих разговоров, от неумеренного восхищения и от ожесточенного порицания, автор этого очерка читал сочинения Горького с полным беспристрастием, с первого его рассказа до последних произведений. Уже не наша вина, что из чтения этого вырисовывалась определенная фигура революционного проповедника, знающего, что и для чего он делает, действующего по определенному, заранее, - быть может, не им одним, - выработанному плану. Мы были бы счастливы, если бы этот вывод наш мог быть опровергнут логическими доказательствами, мы охотно взяли бы все свои слова назад и не пожалели бы ни потраченного времени на чтение...
4. Две души
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Часть текста: метафизики; он чувствует, но не изучает, и его способность объединять свой опыт в научные формы - сравнительно ничтожна. Восприняв чувственно и умозрительно силу стихий, Восток обоготворил их и безвольно подчинился им, покорный всякой силе, тогда как люди Западной Европы, овладевая энергией природы посредством изучения ее, стремятся подчинить и подчиняют эту энергию интересам и разуму человека. Задача европейской науки - именно в том, чтобы, изучив силы природы, заставить их работать на человека, освободить личность из плена догмата, суеверий, предрассудков, из тисков подневольного труда и претворить освобожденную физическую энергию в духовную. Эта задача европейской науки и культуры была неведома Востоку; только с прошлого столетия наиболее чуткие люди стран Азии начали принимать великий научный опыт Европы, ее методы мышления и формы жизнедеятельности. Основное мироощущение Востока легко укладывается в такую формулу: человек навсегда подчинен непознаваемой силе, она не постижима разумом, и воля человека - ничто пред нею. Для европейской науки непознаваемое - только непознанное. "Кисмет" 2 , - говорит магометанин, покорно подчиняясь Року, а европеец Ромен Роллан гордо заявляет: "Француз не знает Рока". Это не совсем верно: Запад знает Рок, уверенно борется с ним и, чувствуя себя призванным к победе над Роком, постепенно вовлекает в эту великую боьбу и Восток. Запад рассматривает человека как высшую цель природы и орган, посредством коего она познает самое себя, бесконечно развивая все свойства этого органа; для Востока человек сам по себе не имеет значения и цены. Пытаясь ограничить непомерно развитую чувственность, Восток создал аскетизм, монашество, отшельничество и все иные формы бегства от жизни, мрачного...
5. Горький М. - Амфитеатрову А. В., март, не ранее 16, 1908 г.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: должно играть роль как бы самосмотра. Если это так - жалко Толстого, и делу этому следует дать настоящее освещение 5 . Каким образом? Подумаем. Вы представьте-ка себе все это современное наше "культурное" общество: половиков, эстетов, кадетов и прочих не помнящих родства своего людей, - видите вы их серый и душный вихрь вокруг колосса? Пусть он, Толстой, чужой мне человек духовно, но он краса и гордость моя,-- разве он для того, чтобы за ноги его хваталась вся эта полуумная, разбитая, искаженная масса "неустойчивой психики"? Проект воззвания 6 - тускл и минорен. И вся эта затея - вы правы - непонятна, если это не есть желание мещан объявить Толстого - всего! - своим. Преподлая экспроприация - не правда ли? Написал я некую повесть и буду ждать о ней вашего мнения, уверенный, что вы, по поводу этой вещи, можете сказать мне много ценного - больше, чем кто-либо другой. Печататься она будет в "Знании" 7 . Надо мне вас видеть, очень надо! А поехать к вам - не могу, ибо - работы на десять каторжан. Не найдете ли вы время и охоты передвинуться сюда? Очень обрадуете, и думаю, что мы поговорим не без пользы друг для друга. Посему - отвечайте скорее,-- можете ли? Здесь милейший Луначарский 8 , который кланяется вам. Сей талантливый и любимый мной человече, слыша имя ваше, всегда радостно улыбается. Здесь же - Фроленко. По скорости явится Гусев и жду Леонида 9 . Видите, какой цветник людей? Так вот - приезжайте! 10 Книгу вашу еще не получил 11 - спасибо вам! А что своих не посылаю - не обращайте на это внимания: надо - пришлю, хоть сто штук. Сим -...
6. Амфитеатров А. В. - Горькому М., 12 мая 1908 г.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: но он обнаружил находчивость гениальную и сам обрел нас в ресторане Giardini internazionali. Уехали в Рим ночью, предварительно найдя в Gambrinus'e Ладыжникова. Вообще день, вечер и утро прошли в сменах неожиданных встреч и неожиданных исчезновений. В Риме мы очень спокойно уселись пить кофе с Федором, тогда как Мария Валентиновна и Иван Павлович 3 отправились за какою-то покупкою, в уверенности, что наш поезд отбывает в 9 часов. Смотрю в путеводитель: в 8. Расцеловались с Федором, и спешу вскочить в первый попавшийся вагон - с Марьей Вал. и Ладыжниковым так и не простился. Был вознагражден за потерю встречею с Анатолем Франсом. Любопытный мужчина. Говорили долго и много - без знакомства, сидя за одним столом вагона-ресторана. Дома застал дела неприятные. Новые мои сборники - "Современники" (Лев Толстой, Новый Горький, Леонид Андреев, Давид Айзман, Бальмонт) и "Красивые сказки" - конфискованы 4 . Первый - за цитаты из запрещенных стихов Бальмонта. Второй - черт их знает за что: собрание всевозможных обрывков средневекового фольклора. За фамилию, должно быть. Еще одно дело по 73! 5 Чего-чего другого, а уж этого безобразия ждать я никак не мог, и оно меня сильно сажает на мель. Поэтому думаю просить Вас - яко возможно, поторопите "Княгиню Настю", дабы она не лежала на боку, но трудилась бы и родителя своего кормила. Едучи путем-дорогою, думал я о ней и о 20 000 экз., которые обычно печатает Пятницкий, и пришел к тому убеждению, что раз таков обычный всероссийский тираж, то - для московского на сей раз следовало бы увеличить. Говорю сие не по литературному самомнению, а потому, что Москву знаю: шибко бросится она искать портретов, намеков и т. д. Как только свалю черновой набросок 2-го тома "Сумерков божков" 6 , сяду за памфлеты. Три хорошие темы имею. Две обработаю к июню, не знаю, справлюсь ли с третьего....
7. Горький М. - Амфитеатрову А. В., январь, не позднее 5, 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: мне. Под лопаткой сидит нечто, подобное плевриту. Вышел журнал "Новая жизнь", а - зачем вышел неизвестно! 5 "Сатирикон" становится все злее и умней 6 . Отвечайте насчет гонорария, ей-богу, обеспокоен я! Когда напишу вторую "Жалобу"? Не могу сказать точно, подождите. Кланяюсь, жму руку А. Пешков Сейчас получил письмо по поводу "Жалобы". Рассказ - не вышел и не выйдет до появления в России. В Берлин послал нагоняй, дабы впредь они не сообщали рецензентам, чего не надобно. Кроме этого - ничего не могу сделать. Примечания Датируется по п. Амфитеатрова от 2 и 7 января 1911 г. 1 См.: А --Г, п. от 2 января 1911 г. 2 В. А. Амфитеатров 29 октября/11 ноября 1910 г. писал Горькому, что "нашел многие из книг", которые тот хотел бы иметь" (АГ). Лукий Нелий Фирмиан Лактанций (Творения Лактанция, писателя, в начале четвертого века прозванного Христианским Цицероном / Пер. Е. Карнеева. СПб.: изд-во Кораблева и Сирякова, 1848. Ч. 1--2). Книга хранится в ЛБГ с многочисленными пометами Горького (Описание). 3 В ЛБГ хранятся три кн. Г. К. Властова: Гезиод. Поэмы. Подстрочный перевод с греческого / Вступ. ст., пер. и прим. Г. Властова. СПб.: тип. "Общественная польза", 1885 (с пометами Горького); Властов Г. Теология Гезиода и Прометей. СПб.: тип. Глазунова, 1897; Священная летопись / Прим. и толкование Г. Властова. СПб.: тип. "Общественная польза", 1878--1898. Т. 2--5. 4 В п. В. В. Розанову в начале 1911 г. Горький писал: "Мне необходимо сочинение Иринея лионского против ересей - рус. изд. 871? перев....
8. История молодого человека
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Часть текста: идёт речь, и почему наша молодёжь должна ознакомиться с его историей? Молодой человек этот — самая значительная фигура литературы XIX века. Он не исчез и в XX, он существует в наши дни, а потому вполне своевременно осветить историю его рождения, его значение в жизни, уместно подумать о том, какова его роль в стране, где строится первое в мире социалистическое общество. Историческая значительность этого молодого человека утверждается тем фактом, что на протяжении почти полутораста лет о нём, о драмах его жизни писали книги все крупнейшие литераторы Европы и России, — писали и всё ещё продолжают писать. Не будет преувеличением, если скажем, что жизнь этого человека служила основной темой литературы XIX столетия. Известно, что этому столетию предшествовала трагедия французской «великой» революции и что в течение его разыгрывались драмы 30-го, 48-го и величайшая из них — драма 71-го года. В этом веке на сцену истории выступил новый герой — пролетариат, выступил как сила, осознавшая своё историческое значение и своё право на борьбу за власть против буржуазии, которая во Франции его руками, его силой вырвала власть из рук феодального дворянства....
9. Разрушение личности
Входимость: 1. Размер: 134кб.
Часть текста: творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них — историю всемирной культуры. Во дни своего детства, руководимый инстинктом самосохранения, голыми руками борясь с природой, в страхе, удивлении и восторге пред нею, он творит религию, которая была его поэзией и заключала в себе всю сумму его знаний о силах природы, весь опыт, полученный им в столкновениях с враждебными энергиями вне его. Первые победы над природой вызвали в нём ощущение своей устойчивости, гордости собою, желание новых побед и побудили к созданию героического эпоса, который стал вместилищем знаний народа о себе и требований к себе самому. Затем миф и эпос сливались воедино, ибо народ, создавая эпическую личность, наделял её всей мощью коллективной психики и ставил против богов или рядом с ними. В мифе и эпосе, как и в языке, главном деятеле эпохи, определённо сказывается коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека. "Язык, — говорит Ф.Буслаев, — был существенной составной частью той нераздельной деятельности, в котором каждое лицо хотя и принимает живое участие, но не выступает ещё из сплочённой массы целого народа". Что образование и построение языка - процесс коллективный, это неопровержимо установлено и лингвистикой и историей культуры. Только гигантской силой коллектива возможно объяснить непревзойдённую и по сей день глубокую красоту мифа и эпоса, основанную на совершенной гармонии идеи с формой. Гармония эта, в свою очередь, вызвана к жизни целостностью коллективного...
10. Скабичевский А. М.: М. Горький. Очерки и рассказы
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: безнадежного пессимизма, каким преисполнены очерки Левитова. Левитов скорбит и о своих героях, и о самом себе, при сознании своего в них разочарования, и не видит впереди ни малейшего просвета. Чем-то болезненно-надломленным, безнадежным веет от очерков Левитова, принимающих порою характер бреда delirium tremens {горячечного (лат.). -- Ред. }. У г. Горького вы не найдете и следа ни субъективности, ни излишнего лиризма. Это писатель в высшей степени объективный; в то же время он представляется нам в большей степени художником, чем Левитов, и во внешней технике произведений, и в их внутреннем содержании, Так, вы не найдете в его очерках ни той клочковатости, неуклюжества, неоконченности, какими отличаются очерки Левитова; нет в них и многословия последнего, ни тех лирических чувствоизлияний, которые заставляли автора "Степных очерков" порою совеем забывать и о своих героях, и о всех их приключениях. Каждый рассказ г. Горького представляет собою нечто законченное, содержащее в себе драматический сюжет, цельный, стройный, гармонический, развитой. В то же время г. Горький словно задался доказать нам своими произведениями, что художественность и тенденциозность не только не мешают одна другой и не задевают одна другую, а, напротив того, могут идти рука об руку, помогая друг другу и усиливая и значение произведения, и производимое им впечатление. II В то же время, как я уже сказал выше, в произведениях г. Горького вы не найдете и тени того уныния и отчаяния, какими преисполнены очерки Левитова. Как ни мрачны трагические сюжеты, лежащие в основе почти каждого рассказа г. Горького, вы все-таки выносите из них чувство бодрости и нравственного примирения. И...