Классики русской поэзии

В оглавление

Поэзия для человека - это больше, чем искусство. Это один из наиболее впечатляющих и тонких способов выразить свою личность через слова - единственное орудие, которое доступно в этом мире только ему. Более того, поэзия и религия, по мнению многих философов, не более чем две стороны одной и той же монеты, поскольку обе требуют от человека глубокой внутренней работы. При этом поэзия всегда стремилась отмеживаться от прозы в своём стремлении к ясно отличимому ритму звучания и композиционной краткости, которая позволяла достигать непревзойдённой образной сжатости и стилистической завершённости.

Одними из самых ярких воспоминаний детства большинства из нас были и остаются стихи поэтов классиков, читайте подробнее... Таких, как Пушкин, Маршак, Гумилёв, Лермонтов и многие другие, озарившие ярким пламенем творчества своей души XIX и XX века, которые принято считать «золотым» и «серебряным» веками для русской литературы. На границе между ними - в 90-х годах XIX века - появились стихотворные творения Брюсова, Анненского, Бальмонта и целого множества других поэтов, которые наряду со столпами российской поэзии также стали заслуженно почитаться, как классики русского стихосложения.

Расцвет "серебряного века" пришёлся на 1915 год: наряду с натужными поисками общества зримых путей к единственно истинно верному и справедливому социальному строю, поэты также дерзали в освоении абсолютно новых для себя художественных форм, не отбрасывая даже самые смелые эксперименты. Реалистическое отображение действительности более уже не удовлетворяло художественным вкусам творцов слова, благодаря чему в вечной полемике с классикой «золотого века» рождалась новая классика в лице таких литературных течений, как символизм, акмеизм и футуризм. У каждого были совершенно различные методы постижения бытия, однако все они демонстрировали невероятную музыку стиха, уникальное чувственное прочтение переживаний героя и небывалую до сих пор устремлённость в светлое будущее…

Символизм объединил под своей благодатной сенью таких разномастных стихотворцев, как Белый, Бальмонт, Брюсов и др. Его теоретики были уверены, что новейшее искусство жаждет свежих образов и символов, предельно утончённо и обобщённо выражающих мысли и чувства. Причём истина и прозрение появляются не по причине размышлений, а в итоге творческого вдохновения, данного свыше. Символисты возносились мыслями ввысь, задавая извечные вопросы, как уберечь людей от самих себя, как вернуть веру в божественную силу и достичь гармонии, объединившись воедино с любовью и красотой.

Отрицание реализма родило также и акмеизм, который возник в результате дискуссии с символизмом, отрицая тягу последнего к неизвестному и сосредоточенность исключительно на мире своей личной души. Акмеизм, по мнению классика русской литературы Гумилёва, должен иметь страстное влечение не к непознаваемому, а, напротив, к тому, что можно осознать - к реальности, стараясь как можно глубже охватить многоликость нашего мира. При всём этом акмеизм был крайне аполитичен и абсолютно равнодушен к задачам современности.

Наверное, именно по этой причине он уступил место футуризму, характеризовавшемуся революционным противопоставлением и оппозиционной противостоянием буржуазно мыслящему обществу, а особенно его морали, эстетике и общей системе взаимоотношений. Не зря первое собрание сочинений футуристов, полагавших себя поэтами грядущего, имел столь вызывающее наименование, как "Пощечина общественному вкусу". С футуризмом было самым непосредственным образом связано и раннее творчество Владимира Маяковского, в ученических творениях которого ясно различимо горячее стремление ошеломить читателя новизной и необычностью собственного видения мира.

Однако как бы ни близки или, наоборот, далеки ни были между собой столпы столь огромного разнообразия стихотворных форм и смыслов, сегодня в каждом из них мы можем найти и частичку себя, которая с одинаковым замиранием души звучит в унисон и с футуризмом Маяковским, и с акмеизмом Гумилёва.