Шаляпин в гостях у Горького на Капри в сентябре 1911 г. (Из дневника К. П. Пятницкого)

Шаляпин в гостях у Горького на Капри в сентябре 1911 г.

(Из дневника К. П. Пятницкого)

29 авг[уста] [11 сентября]. Флоренция

11 [часов]. Получил 2 телегр[аммы] о приезде Шаляпина. Вечером еду <...>

30 авг[уста] [12 сентября] 1911

<...> 10 [часов]. Поднимаемся по лестнице. Посидели на скамье у виллы Горького <...> Звоню и вхожу в дом <...> Шал[япин] бросается навстречу.

Поет колыб[ельную] песню на слова Саши Черного 1 <...>

31 авг[уста] [13 сентября]. Среда. Капри

<...> В 3 иду к Горькому. Разговор о делах кончили быстро. Потом спускаемся в спальню. Там Бродский пишет портрет М[арии] Ф[едоровны]2. Шал[япин] и М[ария] Вал[ентиновна] 3. Шал[япин] быстро делает мой портрет 4 <...>

4 [часа] <...> Обедаю у Горького <...>

Рассказы Шаляпина.

О Коровине 5.

12 [часов]. Выходим вместе. Прошу Шал[япина] назначить вечер для пения. - Завтра.

1[14] сентября 1911

10--1 [час]. В отеле Excelsior у Шал[япина]. Рассказывает мне, почему пришлось опуститься на колени <...>

8 [часов]. Прихожу к Г[орькому] после обеда <...>

Шуберт: 1. Серенада. - 2. "Двойник". - 3. "На мельнице".

- Молодешенька.

- Три дороги.

За папиросу - "Лучинушка" и "Ноченька"6 <...>

2 [15] сент[ября] 1911

11--1 [час]. У Шаляпина <...>

5[18] сент[ября]. Понед[ельник]

11--1 [час]. У Шаляпина <...>

4 [часа]. Прихожу к Горьк[ому].

Бродский и Бегас. Рисуют Шал[япина] 7.

Г[орький] читает вслух.

Табурин. "Жива душа" 8 <...>

7 [часов] <...> Вечером воспоминания Шал[япина] и Г[орького] о Казани. Г[орький] впервые рассказывает, почему стрелялся. Марья Степ[ановна] Деренкова. Первая встреча. Сразу влюбился. Неудачно открылся студенту, ее жениху:

На что же Вы рассчитываете?

Если кого М[арья] Ст[епановна] любит, так это меня...

- Пешков, Вы меня любите?

- Люблю.

- Поставьте же самовар.

Стреляется пред Рожд[еством] 1887 г. {В подлиннике две другие даты - 1890, 1889 гг. Они перечеркнуты, сверху рукою неустановленного лица поставлен 1887 г.} Больница, сифилитики 9 <...>

сентября

12--1 [час]. У Шаляпина.

Спустился с ним <...>

7--8 [часов] <...> Поднимаюсь и сижу на скамье против виллы Горького. Освещен кабинет. Рафаэлло10 говорит, что там он с Шал[япиным].

8[21] селт[ября]

<...> 4--5 [часов]. Крики снаружи. Стук в дверь. Входят Горький и Шаляпин <...>

12 [часов]. Провожаю Шал[япина]. Заводит разговор об отношениях между мной и Г[орьким].

9[22] сент[ября]

Утром у Шал[япина].

1 [час]. Провожаю до Г[орького]. Захожу вместе к завтраку.

После завтрака вышли на террасу. Ветер. Шум прибоя. Небо в тучах.

Шал[япин] начинает говорить о письме11.

Г[орький] зовет в кабинет.

Согласился с проектом. Указывает Дм[иттрия] Вас[ильевича] Стасова 12 <...>

4 [часа]. Чай. Пришел Бродский. Принес карикатуру: Шал[япин] пред Г[орьким], Золот[аревым] и Бродским13 <...>

Вечером Шал[япин] рисует меня в виде пессимиста 14.

Бродский делает карикатуру. - Г[орький] рвет ее <...>

12--1 [час]. Провожаю Шал[япина]. Проливной дождь.

12 [часов]. Пишу для Шаляпина "схему" письма.

Иду в Капри. Пароход не пришел из-за бури. Сегодня Шал[япин] не уедет <...>

4 [часа]. У Горького. Бродский кончает портрет Шаляпина 15.

Чай.

Передаю "схему". Шал[япин] показывает ее Г[орькому] <...>

Чай.

Г[орький] дает мысль:

"Вечер новгородской былины".

Шал[япин] поет: "Молодешенька".

"Как по Питерской" и "Сени".

Провожаю до отеля. Зовут в Пет[роград].

11[24]) сент[ября] 1911. Воскр[есенье]

Утром уехал Шал[япин].

Примечания

1 "Колыбельная. (Для мужского голоса)" (Сатирикон. 1910. No 46. С. 2).

2 Живописный портрет М. Ф. Андреевой работы И. И. Бродского (1911) хранится в Музее-квартире И. И. Бродского (Ленинград).

3 М. В. Шаляпина (Петцольд).

4 Сведениями об этом портрете не располагаем.

5 См.: К. А. Коровин (к его юбилею) // Константин Коровин вспоминает... / Сост. кн., авторы вступ. ст. и коммент. И. С. Зильберштейн и В. А. Самков, М., 1971. С. 411--416.

6 "Серенада", "Двойник". "На мельнице" и русские народные песни "Молодешенька", "Три дороги", "Лучинушка" и "Ноченька". Из п. Горького к А. Н. Тихонову (сентябрь, не ранее 11, 1911 г.) видно, что Шаляпину аккомпанировал Н. Е. Буренин. Горький писал Тихонову: "Действительно - пел Ф[едор] - сверхъестественно, страшно: особенно Шуберта "Двойник" и "Ненастный день" Корсакова. Репертуарище у него расширен очень сильно. Изумительно поет Грига и вообще северных. И - Филиппа II. Да, вообще - что же говорить - маг" (Горьк. чт. 1959. С. 21).

7 Бегас (1878--1931) - немецкий художник-живописец и график. Родился и многие годы жил в Италии на Капри. Неоднократно рисовал Горького. См.: А. М. Горький в изобразительном искусстве. 1868--1968. М.: "Наука", 1969. С. 66--67.

Портрет Ф. И. Шаляпина работы И. И. Бродского см. в наст. томе.

В тот же день Шаляпин сделал карандашный набросок Горького, подписав его:

"Ф. Шаляпин, Capri 18/5 сентября 1911 г." (см. наст. том).

8 Вл. Табурин "Жива душа" (Русское богатство. 1910. No 10. 11).

9 См. автобиографический рассказ Горького "Случай из жизни Макара".

10 О ком идет речь - неизвестно.

11 Имеется в виду предполагаемое открытое письмо Шаляпина "к публике" с "инцидента" в Мариинском театре. См.: Г--А, п. от 20 или 21 сентября 1911 г., прим. 4.

12 Дмитрий Васильевич Стасов (1828--1918) - общественный деятель, юрист. Брат В. В. Стасова.

13 О какой карикатуре идет речь - неизвестно.

"Вечерами художники часто рисовали шаржи. Помню, Бродский сделал их очень много и по совету Алексея Максимовича устроил на террасе дома выставку карикатур. Там было много удачных, мне запомнились, шаржи, посвященные Шаляпину. Один из них изображал его примирение с Алексеем Максимовичем после разлада их дружбы из-за "коленопреклонения" Шаляпина перед царем" (Желябужский Ю. А. На Капри. 1949 г.//В кн..: Бродский VI. А. Исаак Израилевич Бродский. М., 1973. С. 116. Шаржи Бродского на Горького см. в наст. томе.

14 Рисунок неизвестен.

15

Публикация и комментарии Е. Г. Коляды

Раздел сайта: