Горький М. - Ромэну Роллану (22 марта 1928, Сорренто)

РОМЭНУ РОЛЛАНУ

22 марта 1928, Сорренто

(Письмо было послано Р.Роллану в переводе на французский язык; написано рукою переводчика и подписано М.Горьким. Фотокопия письма имеется в Архиве А.М.Горького.

Печатается по русскому тексту письма - авторизованной машинописи, сохранившейся в личном архиве М.Горького – Ред.)

Дорогой друг, я прочитал забавнейшее письмо к Вам «революционера» Бальмонта, - оригинального «революционера»! (письмо Бальмонта связано с клеветнической кампанией против Советского Союза, разгоревшейся в белоэмигрантской печати в начале 1928 г. Приветствие Р.Роллана советскому народу в связи с 10-летием Октября возбудило острое раздражение в эмигрантской среде. В январе 1928 г. Бальмонт и Бунин опубликовали открытое письмо Р.Роллану, исполненное злобных нападок на СССР. Р.Роллан выступил с ответом, разоблачающим реакционный смысл подобных нападок на страну социализма (журнал "Europe", 1928, февраль). Ответ Роллана вызвал второе открытое письмо Бальмонта, и побудившее М.Горького написать настоящее письмо – Ред.) В 904 году он говорил в одном из своих стихотворений:

Мелкий собственник, законник, лицемерный семьянин...

О, когда б ты, миллионный, вдруг исчезнуть мог!

(из стих. Бальмонта "Человечки" – Ред.).

Теперь он именует французскую революцию 1789 г. «учительницей русской, коммунистической», забыв, должно быть, что революцией против ненавистных ему «мелких собственников» была революция 1871 г.

Странный «революционер», - он поучает Вас: «Россию не убьёт никто и ничто» и в доказательство пророчества своего приводит два факта - в 1613 г. «собственники» посадили на московский престол Михаила Романова, а после 1812 г. самый лицемерный из русских царей создал в интересах европейских «собственников» реакционнейший «Священный союз». Очень оригинально, не правда ли? В 919 - 20 гг. Бальмонт был тоже «революционером», написал и напечатал в Москве цикл стихов «Серп и молот» (К. Б а л ь м о н т. Песня рабочего молота. Гиз, М. 1922 – Ред.), стихи были плохие, но в них поэт громко прославлял большевиков, коммунизм и выражал свой восторг по поводу победы рабочего класса над «собственником». Эти плохие стихи открыли пред Бальмонтом дверь за границу, и, переехав её, он безбоязненно и немедленно провозгласил себя врагом большевиков, врагом Советского строя.

Этот потрясающе смелый подвиг имел, к сожалению, очень плохие последствия для Блока и Сологуба, - опираясь на факт лицемерия Бальмонта, Советская власть отказала Блоку и Сологубу в их просьбе о выезде за границу, несмотря на упрямые хлопоты Луначарского за Блока. Это я считаю печальной ошибкой по отношению к Блоку, который - как видно из его «Дневника» ("Дневник Ал.Блока", кн.2 (1917-1921), "Изд-во писателей в Ленинграде", 1928 – Ред.) - уже в 1918 г. страдал «бездонной тоской», болезнью многих русских, её можно назвать «атрофией воли к жизни». Сологуб, талантливейший выразитель пессимистического миросозерцания, был открытым врагом Советской власти, но, вероятно, и ему разрешили бы отъезд за границу, если б не помешал случай Бальмонта. Тогда, как Вам известно, условия не разрешали рабоче-крестьянской власти увеличивать число своих врагов за границей, - она стала выгонять их из России года через два.

Бальмонт был в своё время хорошим поэтом, теперь у него из всех способностей поэта осталась только привычка выдумывать, лгать. Он лжёт, повторяя глупую ложь, будто бы книги Толстого и Достоевского «выбрасываются из библиотек». Он не может не знать, что Государственное издательство только что выпустило 10 тыс. двенадцатитомного издания сочинений Достоевского и уже вышли первые тома первого «Полного собрания сочинений» Льва Толстого - 90 томов в количестве 15 тысяч экземпляров. Выходят «Собрания сочинений» Тургенева, Островского и др.

Он пишет Вам о «дуэли между деспотическим коммунизмом» и «тем, что есть цивилизация, жизнь, основанная на свободе личности, на свободе всеобщей». Мне кажется, что мы с Вами несколько лучше Бальмонта знаем, чего стоит эта «цивилизация» и эта «свобода». Предоставим Бальмонту восхищаться «цивилизацией», в которой рост преступности и полового распутства принимает катастрофические размеры, в которой истязание детей становится обыденным явлением, мэр Чикаго публично сжигает книги английских классиков, подаренные городу королевой Викторией, в Бостоне цензура запрещает продажу книг Уэллса, Синклера Льюиса, в Германии привлекают к суду Иоганна Бехера (см. статью М.Горького "Протест против суда над И.Бехером" в т.24 настоящего издания – Ред.), в Париже травят Виктора Маргерит (лишение франц.писателя В.Маргерита ордена Почётного легиона в январе 1923 г. за роман "Моника Лербье" ("La garconne") – Ред.), в Антверпене студенты хулиганят на выставке (выставка советского культурного и хозяйственного строительства, организованная в Бельгии Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС), подверглась разгрому со стороны группы студентов - членов фашистского "Бельгийского национального союза молодёжи". См. газ."Правда", номер 12 от 14.01.1928 – Ред.) и т.д., и пр., и т.п. «Цивилизация», в которой возможны дело Сакко и Ванцетти (итальянские рабочие-иммигранты Сакко и Ванцетти, 5 мая 1920 г. были арестованы полицией штата Массачусетс по сфабрикованному обвинению в ограблении и убийстве. В следующем году суд приговорил их к смертной казни. Приговор вызвал возмущение трудящихся всего мира. В течение нескольких лет честные люди всех стран требовали отмены отмены приговора. Тем не менее 23 августа 1927 г. Сакко и Ванцетти казнили на электрическом стуле – Ред.), «обезьяний процесс» ( видов Ч.Дарвина – Ред.) и неисчислимое количество подобных гадостей, может восхищать только «революционеров» типа Бальмонта. О таких «революционерах» неплохо говорит реакционер Брифо в книге Клемана Вотель «Я - буржуа»:

«Они - те, которые зажигают бикфордов шнур, заканчивающийся миной. Они хотят посмотреть, что из этого выйдет, это их забавляет. Когда им говорят, что эта игра может кончиться плохо, они отвечают: «Пустяки. Шнур горит медленно, и, когда взорвёт, - нас уже не будет». (Clement V a u t e l l e. Je suis un affreux bourgeois (К.Вотель. "Я ужасный буржуа". изд."Время", Л. 1926) – Ред.)

Это - самое лучшее, что можно сказать о «революционерах» типа Бальмонта, и Вы, конечно, понимаете, что это рисует их довольно скверно. Бальмонт, как я указал, тоже в своё время «поджигал бикфордов шнур». Как многие из русских интеллигентов, он делал это из моды, из «снобизма», из желания «стоять на виду», наконец - от скуки. И, разумеется, среди них было много людей лёгкого веса, которые надеялись, что взрыв мины взбросит их высоко и там поставит. Мину - взорвало, а они уцелели и живут. Им ничего больше не остаётся, как забыть, чем они были в прошлом. Их ненависть к большевикам, это, в сущности, ненависть к народу, который, поняв их ничтожество, не мог удовлетворить их надежд. Их оружие борьбы против народа - клевета и ложь.

потому что не встречал их в «поле своего зрения». А вот я, например, очень много знал пяти- и семилетних пьяниц при царизме. Помню также, что в 907—908 годах, когда царизм ежедневно вешал десятки людей, были случаи, когда дети, играя, вешали друг друга. Об этом писалось в газетах. Кажется, это отмечено В.Короленко в его страшной статье «Бытовое явление». «Семилетних убийц» Бальмонт, конечно, выдумал для устрашения Вашего, дорогой Роллан.

Будь он, Бальмонт, несколько более честен в отношении к своему народу, который вступил на путь возрождения, он бы помнил, что беспризорных создала гражданская война, которую, вместе с другими его друзьями, разжигал и Бунин. А если б он, Бальмонт, был более осведомлён, он знал бы, что Советская власть борется с беспризорностью довольно успешно. Но Бальмонт, как все эмигранты, его друзья, лишён способности признавать достоинства врагов, и, как все друзья его, он отравлен злобой до того, что назвал «преступными» очерки Дюамеля о России, - Дюамеля, человека, который, прежде всего, глубоко честен. (Georges D u h a m e l. Le Voyage de Moscou. Paris, 1927 – Ред.) Он пишет Вам: «Десять Дюамелей не увидят в десять лет того, что Бунин увидит и рассмотрит в десять дней, в десять часов». Эта смешная фраза говорит мне, что Бальмонт или не читал, или читал и не понял отношения Бунина к русскому народу.

преодолев русский анархизм, ныне организует в России волю к жизни, волю к труду и творчеству.

Раздел сайта: