Горький М. - Пятницкому К.П. (14 или 15 (27 или 28) января 1908, Капри)

К. П. ПЯТНИЦКОМУ

14 или 15 (27 или 28) января 1908, Капри

Дорогой друг - вчера получил Ваше письмо и деньги, сердечное спасибо за то и за другое, но - вынужден просить Вас - при первой же возможности пошлите денег в уплату долга Моргано, коему и Вы должны остались 200 л[ир], кажется.

Столь долгое молчание Ваше сильно волновало меня; хотя я знаю, как Вы заняты, но вести от Вас - необходимы, ибо я очень боюсь за Ваше здоровье, иногда мне кажется, что Вас уже засадили в каталажку и прочее в этом духе. Письмо Ваше не вызывает содержанием своим никакой радости в душе, а всё-таки лучше знать, чем находиться в неведении.

Сообщив разговор свой с «товарищем», Вы ничего не сказали о товарищах-писателях, думаю, что сии последние не лучше первых. Жду от Вас по сему поводу разных [...] анекдотов, хотя и знаю, что Вы до этой литературы не охотник. (это место разъяснить не удалось, так как письмо Пятницкого, на которое отвечает М.Горький, не сохранилось – Ред.)

Перехожу к делам.

В одном из моих писем я сообщал Вам, что, м.б., Вересаев обратится с просьбой издать сборник благотворительный и что я хотел бы этого; ныне извещаю, что сей проект лопнул. От Вер[есаева] я получил письмо, в котором он отказывается иметь дело со «Знанием» и пишет, что подал на сию фирму к мировому судье. Сурприз не сладкий. Тон письма - «товарищеский».

Айзман очень бедствует, просит денег. Тоже Десницкий, пошлите ему 300!

А 2700 р., полученные г.секретарём комиссии поизданию и т.д., - будьте добры списать на мой счёт и об этом известите Гольденберга.

Затем - главное.

Сообщите мне Ваши дальнейшие планы относительно сборников - сколько думаете издать их, в какое время, какой материал? Мне очень нужно знать это. Вы помните, я говорил Вам о том, что нам нужно изменить характер сборников, включив в них [статьи по] литературной критике и по социальной философии. Сделать это я считаю необходимым именно теперь, в разгар мещанского буесловия, когда многие договариваются до ужасающих глупостей, обнажая свою грязную душу до пят.

Сделать это мне легко - я могу сорганизовать группу вполне ценных сотрудников, - назову пока Луначарского, Войтоловского, Бржозовского, Богданова, Базарова и ещё некоторых.

Луначарский - человек очень талантливый, и, на мой взгляд, у него, как у публициста- -философа, блестящее будущее.

Войтоловский написал очень ценный этюд по социальной психологии - «В защиту толпы» ("Очерки коллективной психологии", ч.1, "Психология масс" – Ред.): работа оригинальная, направлена против Тарда (Габриэль Тард (1843-1904) - французский реакционный социолог, представитель "психологической школы" в общественных науках – Ред.) и изобилует интереснейшими фактами из психологии толпы, которую автор наблюдал во время последней войны и вообще за последние годы в России и в Европе. Этюд - листов до 8 наших.

свои рукописи на условиях очень выгодных - по 50 р. лист - и согласны ждать выхода книг на русском языке, не печатая на других.

Вообще - это можно поставить и - необходимо. Сам я тоже собираюсь написать ряд статей о так называемой «современной психологии», одну уже написал ("О цинизме" – Ред.), она появится в сборнике, который издаёт компания во главе с П.Юшкевичем; сборник направлен против современных течений в литературе. (первый сборник "Литературный распад" (изд."Зерно", 1908). Направлен сборник был против декадентов. Однако в некоторых статьях этого издания проявилось влияние меньшевизма, вульгарного социологизма, махизма, что особенно сказалось во 2-м выпуске 1909 г., в котором М.Горький уже не участвовал – Ред.)

Я не послал её для наших сборников потому, что там она была бы неуместна рядом с некоторыми вещами, и потому ещё, что один я выступать в роли публициста - не хочу, хотя моя публицистика больше - лирика. Статьи этого характера я буду печатать лишь в компании с названными лицами, я с ними связан общностью взглядов, настроения и намерений.

Все они - и я - понимают, что данный момент очень опасен и очень выгоден для демократической мысли и литературы, его необходимо использовать в смысле укрепления демократических течений. И нужно дать заслуженный отпор нахалам, мерзавцам и всякой сологубовщине. Моя статья даст Вам больше письма, я очень прошу Вас прочитать её, когда сборник выйдет.

Андреев ушёл совсем? Если так, я был бы рад. Его «Тьма» и «Царь-Голод» - вещи, которые возмущают меня. Многописание ему вредно, не менее, чем слава, видимо, отравившая слабый желудок молодого человека.

Итак, - сообщите мне, как Вы смотрите на проект изменения сборников, и сообщите возможно скорее, мне не хотелось бы выпускать материал из рук. Рукописи статей я буду присылать Вам отсюда. Окажите также, какой гонорар могли бы мы предложить авторам.

Я предполагаю, что у Вас возникнут некоторые вопросы, а также думаю, что в названных мною лицах Вы увидите - может быть - «товарищей». ("товарищами" в изд-ве "Знание" называли лиц, имевших в нём свои вклады. М.Горький в письмах к К.П.Пятницкому употреблял это слово в ироническом смысле, имея в виду некоторых участников "Знания", отошедших позднее от этого издательства – Ред.) Едва ли это так будет, но, если даже и снова обнаружится пред нами нечто мало человеческое или слишком человеческое, всё равно для меня, - мне нужно идти с ними рядом, и я пойду. Беллетристика моя остаётся на старом месте, а если с публицистикой я не устроюсь в наших сборниках, то придётся печатать её там же, где другие, чего не хотел бы.

На мой взгляд, рисуемая мною задача - задача «Знания», и никакое другое издательство не может выполнить её в той мере, как мы.

Далее: прилагаю письмо Келтуялы, автора книги «Курс истории русской литературы» (СПб 1906. Часть 1-я. "История древней русской литературы" – Ред.). Первую часть курса я читал, это очень ценная работа, на мои взгляд, и если бы мы могли помочь автору в его труде, - это было бы очень хорошо для публики нашей, ибо она получила бы первый полный, популярный и с любовью написанный труд по истории литературы. (ознакомившись с предисловием В.Я.Келтуялы в книге 2-й, М.Горький изменил своё отношение к нему – Ред.) Я понимаю, что средств теперь нет, но всё же нахожу нужным указать Вам Келтуялу. Его адрес: Сергиевская, д.60, кв.23.

Из газет я получаю «Речь» и «Наш век», очень неаккуратно, чёрт возьми почту! «Русское знамя» получил два номера - 5-й и 7-й. Глупо.

«Наш век» - закрыли? Выпишите мне ещё газетку.

"История эллинизма". М. 1890-1893 – Ред.), - пропали. Убедительно прошу Вас выслать мне из шкафа моего книги по прилагаемому списку и купить все поименованные в списке печатном.

Может быть, Вы найдёте некоего человека, который, за вознаграждение, конечно, собрал бы мне все эти книги, некоторые нужно искать у букинистов. Я очень прошу Вас, дорогой друг, если Вы знаете ценные книги по эпосу и фольклору, не вошедшие в список мой, добавьте их к нему!

У Я.Грота есть труды по литературе скандинавских саг, я не знаю, кем и где они изданы, не знаете ли Вы?

Нет ли на русском языке перевода или изложения «Эдды»?

Помогите мне в этом, очень буду благодарен и пришлю Вам рожу мою из бронзы.

Лепят меня сразу двое - немец (скульптор остался неизвестен – Ред.) и итальянец (Ред.).

Крепко жму руку, очень желаю бодрости душевной, столь необходимой при частых сношениях с умными людьми.

Кланяюсь и желаю всех благ! Рассказ мой (повесть "Исповедь" – Ред.) идёт хорошо, будет листов пять.

Боголюбова – Ред.), чтобы он написал «Весам» о высылке мне обещанной ими премии (полагалась подписчикам "Весов", внёсшим подписную сумму до выхода первого номера журнала – Ред.), выбрал я две книги, кажется:

Лернер - «Труды и дни Пушкина».

Дают - бери.

Раздел сайта: