Горький М. - Грузенбергу О. О., 9/22 сентября 1910 г.

Горький -- Грузенбергу

[Капри. 9/22 сентября 1910 г.]

Дорогой Оскар Осипович!

Не будете ли Вы любезны взять на себя ведение дела по взысканию с гг. Дмитрия и Всеволода Протопоповых их долга мне1. Сумма долга, вероятно, превышает десять тысяч (10000) рублей, с % %, оговоренными условием2, - больше.

Если Вы согласны вести это несложное дело - г. г. Протопоповы признают долг, что засвидетельствовано их письмами, - будьте добры телеграфировать мне об это3, я немедленно вышлю мою переписку с Протопоповыми4 и распоряжусь, чтобы контора "Знания" доставила Вам копию моего условия с ними.

Гонорар Вы назначите сами - сообразно Вашим нормам.

Прошу Вас также прислать мне, в случае согласия Вашего, печатный текст доверенности, кою я должен Вам выдать, и указать мне порядок засвидетельствования ее. Каприйский нотариус, по моей просьбе, наводил справки и говорит, что, если он засвидетельствует мою подпись, а русский консул - его удостоверение,-- доверенность будет вполне законной.

Я был бы очень рад и весьма благодарен Вам, если бы Вы взяли на себя это дело или передали его одному из Ваших помощников.

По условию, как Вы это увидите, гг. Протопоповы должны были уплатить мне деньги четыре года тому назад 5.

Желая Вам всего доброго, крепко жму руку.

Примечания

Печатается по машинописи из личного архива Горького, видимо, копии, оставшейся у писателя после отсылки письма.

Датируется по первой публикации в кн. О. О. Грузенберга "Очерки и речи" (С. 228--229), с исправлением года написания (в книге датировано 1913 г.), и ответной телеграмме Грузенберга.

1 Дмитрий Дмитриевич и Всеволод Дмитриевич Протопоповы

До осени 1902 г. братья Протопоповы были пайщиками книгоиздательского т-ва "Знания". Продав свой пай Горькому, они согласно договору (заключенному 9 окт. 1902 г.) сохранили свое право на пользование ассигновкой, которая - по законам, установленным т-вом,-- выдавалась на производство книг фирмой "Знание" каждому участнику т-ва на определенное время и в определенном размере. Книги, издаваемые Протопоповыми, в это время находились на складах, арендуемых "Знанием", и в производстве. Согласно договору к 1908 г. Протопоповы обязаны были возвратить ассигновку с соответствующими процентами в кассу т-ва, что ими сделано не было. Кроме того, к долгу прибавились "переборы" ассигновок, т. е. использование сумм сверх договоренных.

Как выясняется из п. Пятницкого Д. Д. Протопопову от 21 февраля и 7 марта 1914 г. (АГ), ассигновку выдали Протопоповым из основного капитала т-ва, и потому Протопоповы были должниками кассы "Знания", а не лично Горького. "Но так как,-- пишет Пятницкий Д. Д. Протопопову, - поводом к образованию Вашего долга послужило соглашение между Вами и А. М. Пешковым, мне показалось справедливым, чтобы первое напоминание об уплате долга кассе т-ва исходило именно от А. М. Пешкова" (Там же).

2 Имеются в виду договоры, заключенные между Горьким и братьями Протопоповыми 9 октября 1902 г. при передаче последними своего вклада в "Знание". В АГ хранится копия договора между Горьким и В. Д. Протопоповым. Договор с Д. Д. Протопоповым имел, по-видимому, аналогичный характер, отличаясь лишь цифрами ассигновок и некоторыми другими конкретными данными.

3 См. п. 12.

* Первое напоминание о долге Протопоповым было сделано Горьким 11/24 января 1910 г. Сохранилось п. В. Д. Протопопову, известное в копии Пятницкого (АГ). Другие письма не разысканы. Однако из записей Пятницкого, писем его и Горького С. П. Боголюбову известно, что они существовали. Так, 11/24 января Горьким было послано письмо не только В. Д., но и Д. Д. Протопопову, что видно из п. Горького Боголюбову, написанного в этот же день. "Многоуважаемый Семен Павлович,-- пишет Горький,-- прилагаемые письма прошу прочесть и затем переслать Всеволоду Дмитриевичу Протопопову и Дмитрию Дмитриевичу Протопопову. Из писем увидите, в чем дело. Вопрос Вам известен. Уполномачиваю Вас произвести расчет с гг. Протопоповыми, получить сумму перебора, проценты и внести все это в кассу "Знания"" (Там же).

В марте в "Книге записи корреспонденции" Пятницкий помечает: "Горьким посланы через С. П. еще по п. Д. Протопопову, В. Протопопову" (Там же). Это подтверждается и п. Горького Боголюбову от 12/25 марта 1910 г., в котором говорится: "Два месяца с лишком прошло с тех пор, как я просил Вас передать гг. Протопоповым мои письма к ним, а господа эти мне не ответили еще.

Оставим в стороне вопрос о том, насколько это вежливо и корректно с их стороны по отношению ко мне.

Я попрошу Вас передать прилагаемые письма гг. Протопоповым, надеясь, что они ответят мне все-таки.

С Ваших слов я знаю, что В. Д. говорит о некоем тормозе, якобы затрудняющем для него расплату со мной. Будьте добры сказать ему, что я, с своей стороны, никаких "тормозов" не вижу и не могу принять: мною все условия по договору точно выполнены; гг. Протопоповы должны выполнить свои обязательства по отношению ко мне и кассе "Знания"" (Там же).

Следующие напоминания были сделаны Горьким 22 апреля/5 мая, 30 июня/ 13 июля и 29 августа/11 сентября 1910 г. (АГ). В Дн. Пятницкого -- запись 30 июня /13 июля 1910 г.: "Пишу для Г[орького] черновики писем к Прот[опоповым].

от 8--9/21-- 22 апреля 1910 г. // Арх. Г.

5 Не совсем точно. В 3 пункте соглашения Горького с В. Д. Протопоповым говорится: "К 1908 году ассигновка возвращается в кассу т-ва сполна" (АГ).

Раздел сайта: