Горький М. - Кондурушкину С. С., 7/20 марта 1908 г.

Горький - Кондурушкину

[Капри. 7/20 марта 1908 г.]

Дорогой Степан Семенович!

Я,-- казалось мне,-- совершенно определенно высказался о Моисее, как о вещи - на мой взгляд - значительной и т. д.; вопроса о помещении его в сборнике предо мной - не стояло1.

Конечно - да и я искренно рад, что вы начинаете ваше сотрудничество в "Знании" этой вещью. Не считайте меня, ради всех богов, унтер-офицером в литературе, "редактором", "хозяином" и т. д. - зря обидите человека, к[ото]рый литературу эту искренно и глубоко любит даже и тогда, когда многое в ней и враждебно и противно ему! Да, даже и тогда. Само собою разумеется, что в Брюсовых, Блоках, Ивановых и т. д. много прямо-таки чуждо мне, но - не слеп и не могу не видеть у них красоты, всем нам нужной, для всех - ценной, дорогой, редкой. О, черти, как хорошо они могли бы говорить, если б же болели этой изнуряющей болезнью - гипертрофией "я"!

Отсюда - прямой переход к вашему утверждению: "... ведь если бы этого никогда не было, мы не знали бы никакого рабства", - речь идет о плевках в бороду Моисея.

Утверждения сего не принимаю. Во-первых - кто это "мы"? Не знаю такого коллектива. Во-вторых: если б он, этот коллектив, существовал - он опирался бы на чье-то рабство. А в-третьих,-- мне кажется, настало уже время, когда взгляд на психику не только народа, но и толпы должен быть радикально изменен. Психология толпы - оклеветана г. г. Тардами2, Curens e tutti quanti {Куренс и все им подобные (ит.).} - для меня несомненно.

Народ и толпа - два совершенно различные коллектива: один слагается исторически и находится в постоянном и непрерывном процессе химического, т. е. - психофизического изменения; другой - явление случайное, создающееся под влиянием того или иного настроения, того или иного временно возникшего интереса, общего всем "я", из коих слагается феномен - толпа. "Большинство" - не в народе страшно, а среди культурного мещанства, в народе - пассивном, по силе внешних давлений "большинство" не опасно в той мере, в какой оно опасно среди мещанства, всегда активно консервативного, что мы видим с особенной яркостью в наши дни.

Но - сие разногласие наше не может быть выяснено в письмах; вероятно, мы с вами когда-нибудь увидимся и - поспорим.

А пока - желаю вам всего доброго, главное же - бодрости духа!

Крепко жму руку вашу.

А. Пешков

Примечания

Датируется по почт. шт.

"Получ[ено] 12 марта 1908 г."

1 25 февраля / 9 марта 1908 г. Пятницкий писал Горькому: "Кондурушкин спрашивает, принимаете ли Вы для сборника его "Моисея"" (АГ). "Вопрос Кондурушкина - не понимаю,-- ответил Горький Пятницкому 4--5/17--18 марта 1908 г.,-- написав ему длинное письмо, я указал на необходимость поправок в стиле рассказа,-- он обиделся, что ли? Напишу ему сейчас же письмо. Рассказ его считайте принятым" (Арх. Г. "Прилагаю при этом письмо Алексея Максимовича. М[ожет] б[ыть], Вы еще не получили от него ответа на вопрос об моем "Моисее". Письма, как то, так и это, прошу сохранить. В субботу я, вероятно, буду у Вас, чтобы переговорить" (АГ).

2 Тард (1843--1904) - французский социолог и психолог, уделявший главное внимание изучению вопросов коллективной психологии. Некоторые его работы переведены на русский язык: "Законы подражания" (СПб., 1892), "Социальная логика" (1901), "Социальные этюды. Социальные законы. Толпа и публика. Преступность толпы. Трансформация власти" (СПб., б. г.), "Личность и толпа. Очерки по социальной психологии" (СПб., 1903) и др.

Раздел сайта: