Горький М. - Кондурушкину С. С., 27 или 28 января/9 или 10 февраля 1908 г.

Горький - Кондурушкину

[Капри. 27 или 28 января/9 или 10 февраля 1908 г]

Дорогой мой Степан Семенович!

За письмо - спасибо1, а уж если вы ко мне столь хорошо относитесь,-- это дает мне право советовать вам,-- не учительски, но дружески: подумайте над рассказом "Наяву"!

Может быть, я - ошибаюсь, но кажется мне, что эта вещь способна произвести не выгодное для вас впечатление своей как бы нарочитой грубостью. Уберите послед, оставьте голые кулаки - будет лучше!

В наши дни вновь разочаровавшаяся в силе народа интеллигенция тщательно ищет всюду фактов для обвинительного акта русскому мужику, повинному в некультурности, зверстве всяческом и т. д. и т. п. - не давайте вы милым забавникам лишнего факта к их коллекции!2

Правда от этого не пострадает, она - всегда выше факта,-- а обвинители в своем антидемократизме обойдутся и без вашей помощи.

Вы любите красоту, вы чувствуете ее тонко, умеете найти - вы можете и должны найти ее везде - и в рассказе "Наяву" - тоже!

Жму руку.

А. Пешков

Примечания

Датируется по пометке адресата: "Получ[ено] 2 февр[аля]".

1

2 "О цинизме", написанной им для французского журн. "Documents du progres", где она была опубликована в мартовском номере за 1908 г. В России эта статья была напечатана раньше в сб. "Литературный распад" (I. СПб.: Зерно, 1908) (вышел в янв. 1908 г.). "Народ,-- писал Горький,-- низвели на степень орудия нашей жадности, ограбили силу его, исказили бессмертную душу - и теперь циники говорят: - Груб он и глуп, народ; жесток и развратен! Справедливо сказано, что в чужой стране каждый видит только то, что приносит в себе самом!" (XXIV, 13).

Раздел сайта: