Горький М. - Никольскому Н. М., 10 декабря 1915 г.

Горький -- Н. М. Никольскому

Декабря 10 дня, [191]5

Николаю Михайловичу Никольскому.

Москва

Уважаемый Николай Михайлович.

Позвольте мне просить Вашего внимания к нижеследующим соображениям, вызванным Вашей ценной статьей1.

Прежде всего я позволю себе сообщить Вам мой и моих товарищей взгляд на журнал и цель его. Мы хотели бы и мы имеем возможность проникнуть в среду, которая до сей поры не читала "толстых" журналов: такое намерение, эта возможность ставит нас в необходимость просить сотрудников журнала о наибольшей объективности, популярности и убедительности их работ. Я вовсе не хочу сказать, что Ваша работа лишена этих качеств, но нам кажется, что Ваша статья написана для людей, слишком хорошо знакомых с вопросом, и - вот какие соображения вызвала она у В. А. Базарова, А. Н. Тихонова и у меня 2.

Первый абзац статьи требует двух, трех исторических иллюстраций, взятых из истории Германии, иллюстраций к словам: "протестантские общины Германии являются верными союзниками правительства"3.

4. Вам известно, что массы,-- да и не только массы,-- часто принимают форму за существо; известно, конечно, и то, что различие "национальных истин" выражается главным образом именно в творчестве форм. Нам хотелось бы видеть различие форм социально-экономического бытия России и З[ападной] Европы подчеркнутым более резко. Пред нами, как страной, стоит вопрос: на Восток, к религии и мистике - к смерти, или на Запад - к деянию, исследованию - к жизни 5.

Ваше сравнение пуританства с расколом требует более широких пояснений, и мы убедительно просим Вас дать их6. Мы рассматриваем Вашу статью, уважаемый Николай Михайлович, как статью очень важную для нашего читателя и как вводную к ряду статей по вопросам церкви, раскола, сектантства 7.

Это и понуждает нас, сообщив Вам те желания, которые вызвала Ваша статья, просить Вас углубить, расширить Вашу работу и сделать ее еще более интересной для читателя.

А. Пешков

Примечания

Впервые опубликовано в журн. "Вопросы литературы" (1986, No 6. С. 160--161). Подлинник - машинопись, подпись - автограф красным карандашом.

Николай Михайлович (1877--1959) - советский историк религии, востоковед, академик АН БССР (1931), член-корреспондент АН СССР (1946). Сын и ученик русского историка М. В. Никольского. В 1900 г. окончил Московский университет. В 1905--1907 гг. работал в лекторской группе при МК РСДРП. Вышедшей в 1918 г. работой Никольского "Иисус Христос и первые христианские общины" пользовался В. И. Ленин при написании статьи "О значении воинствующего материализма". В 1918--1922 гг. Никольский - профессор Смоленского университета, в 1920--1953 гг. - профессор Белорусского университета в Минске, в 1937--1953 директор Ин-та истории АН БССР. В годы Великой Отечественной войны Никольский ушел в партизанский отряд им. Сергея Лазо. Основные труды Никольского посвящены истории религии и церкви, критике Библии, истории Древнего Востока.

Горький хорошо знал труды Никольского. В его библиотеке имеются следующие книги ученого: Древний Вавилон. Популярно-научные очерки по историй культуры Сумера, Вавилона и Ассура. М.: Мир, 1913; Древний Израиль. Популярные очерки по истории евреев в научном освещении: М.: Мир, [б. г.] (с пометами Горького); Покровский М. Н. (При участии Н. М. Никольского). Русская история с древнейших времен. 3-е изд. М.: Мир, 1920. Т. 4 (Кроме того, в библиотеке Горького хранятся все 9 книг серии "Религия и церковь в свете научной мысли и свободной критики" (1907--1909), выходившей под ред. Никольского. 7-я книга этой серии - "Царь Давид и псалмы" (СПб., 1908) - была написана самим редактором. На одном из трех хранящихся в ЛБГ экземплярах этой книги имеются пометы писателя (Описание).

1 Имеется в виду ст. Никольского "Основные моменты в развитии русской церковной жизни", напечатанная в No "Летопись" за 1916 г.

2 В. А. Базаров (Руднев) и А. Н. Тихонов были членами редколлегии "Летописи".

3 В окончательном тексте статьи эта мысль звучит так: ""Свободные" протестантские общины в Германии с самых первых шагов являются верными союзниками командующих классов общества" (Летопись. 1916. No 6. С. 141). Как видно из текста статьи, напечатанного в "Летописи", почти все замечания, высказанные Горьким, были автором учтены, сделаны необходимые дополнения и исправления.

4 Никольский писал в ст.: "Различие между Россией и Европой тут не в существе явления, а в его форме, соответственно с тем, что России еще только предстоит пройти через некоторые этапы, уже пройденные странами Западной Европы" (Там же. С. 142).

5 Подобные суждения были весьма характерны для Горького в это время. В качестве примера можно сослаться на ст. "Две души", в которой почти дословно повторяются мысли о двух возможных путях России: на Восток, с его "мистикой, суевериями", или на Запад, лозунгами которого являются "равенство и свобода на основаниях изучения, знания, деяния" (Летопись. 1915. Дек. С. 123, 125).

6

7 "Летописи" за 1916 г. были опубликованы ст. А. Вильского "Церковные дела" и Раф. Григорьева "Итальянский клерикализм и война".

Горький на протяжении всей жизни глубоко интересовался вопросами религии и церкви, в частности раскола и сектантства, видя в них особые исторически обусловленные формы борьбы народных масс против угнетателей и власти. В его библиотеке хранится около 350 книг по истории религии и атеизма, из них более 60 посвящены расколу и сектантству. Подавляющее большинство этих книг содержит пометы Горького.

Раздел сайта: