Горький М. - Войтинскому В. С., 30 ноября/13 декабря 1914 г.

Горький - Войтинскому

[Мустамяки. 30 ноября/13 декабря 1914 г.]

Дорогой товарищ,

не мог своевременно ответить Вам, ибо пять недель не был дома, вернулся лишь вчера. Не умею завидовать, но Вашему настроению, кажется, завидую, хотя и склонен объяснять его тем, что Вы живете, так сказать, за околицей жизни,-- разумею жизнь истинно русскую, болотистую, насыщенную запахами гниения и разложения. Конечно - и на болоте молодые березы растут, но трудно им и не крепки они.

"Сил, которые растут под бурей" - Ваше выражение 1 - я пока не вижу, но вижу, как развращаются и распыляются те силы, которые сложились до начала бури. Мои впечатления от поездки сложились отвратительно, обиднее всего то, что хорошие люди ныне живут слепо и неосведомленно. Нет книг, которые бы с достаточной простотою изъясняли истинные причины войны,-- кроме книги Павловича2 ничего нет. Для массы эта книга незнакома и трудна, и естественно, что люди ищут ответов на свои вопросы в полуумной прессе, развращенной национал-идиотизмом 3. Это одинаково для Киева, Москвы, Питера. Добавьте сюда резкое обострение националистических чувств.

На западе - непримиримые отношения между евреями и поляками4, в Киевщине и Подолии то же самое между украинцами и "державной народностью"5, а на Кавказе начинается открытая и жестокая "политика" между армянской буржуазией и грузинским дворянством. Армяне, видимо, рассчитывают занять на Кавказе по отношению к татарам и грузинам роль "цивилизующего начала", т. е. [роль] позицию пособников за совесть политике великорусской. Все это не может не отравлять людей, близких нам.

Москва является центром, где ныне усердно строят идеологию будущей национал-либеральной партии 6, партии, которая будет основоположницей глубочайшей общественной реакции. Идут разговоры о духовном слиянии "Великой России" со "Святой Русью"7, о мистических началах национализма 8, о мессианизме третьего Рима 9, о том, что Русь - носительница истинной культуры и ныне спасает Европу от оков ложной цивилизации 10. Травля немцев носит совершенно сумасшедший характер, хотя националисты оперируют идеями Фихте, Шеллинга, Шлейермахера11. "Хотя" - неуместно, но оно должно показать, до чего истинно русская мысль бедна творчеством.

Касается ли все это широких масс? Да, касается. Война почти популярна в чайных, в дешевых трактирах и на улице, популярна потому, что немец - мастер на фабрике, инженер, директор; немец - управляющий имением, полицейский, чиновник, генерал. Немец вообще более ловок и умен, чем русский, а мы, Русь, любуясь ловкими и умными людями, - не любим их. Во всем этом безобразии хуже всего то, что демократия живет Робинзонами, без связей друг с другом, без возможности связей. В Киеве рабочие принесли мне чудесно написанный адрес, такие милые, крепкие слова написаны в нем, я был тронут едва не до слез12. Но несколько бесед с авторами адреса обнаружили очень грустные вещи: полная неосведомленность о причинах войны, убеждение, что война начата Германией, недоверие к факту, что Германия неизбежно должна была начать войну, была вызвана к войне, непонимание роли Англии и вообще наших "союзников", главное же - полное незнакомство с жизнью германских товарищей в наши дни. Это - самое отчаянное, самое запутанное.

О питерских событиях Вы знаете, по этому поводу Вам послано, с оказией, письмо 13, получив - известите.

Дела - бесстыдно много, делателей же - нет, а они крайне необходимы в эти дни преобладания эмоции над разумом, никогда еще они не были так необходимы!

Струве и "Биржевкой", за Булгаковым и "Утром России". Общественное мнение создают именно эти органы при помощи языков и перьев Вяч. Иванова, Булгакова, Эрна, Л. Андреева, Струве и прочих, имя же их - легион. Все вчерашние анархисты ныне патриоты и государственники.

Противно, как в помойной яме. Пожалуйста, пошлите мне журналы14. Писать - не обещаю, ибо занят по уши и скоро должен буду уехать на Русь, по провинции.

Кланяюсь Н[иколаю] А[лександровичу]15, Вам и всем добрым людям, не потерявшим головы. Книг нужно, брошюр по вопросам об экономических интересах всех воюющих государств 16. Это положительно необходимо.

Будьте здоровы!

А. Пешков

Все письма на Финляндию распечатываются военной цензурой. Пишите: Петроград, Лесной, Гонорин переулок, дом No 1-й, И. П. Ладыжникову для А. М. Пешкова.

Примечания

Датируется на основании фразы "вернулся лишь вчера". Горький вернулся в Мустамяки (Финляндию) из поездки в Киев, Москву и Петроград 29 ноября / 12 декабря 1914 г.

1 См. п. 4.

2 Павлович М. Великие железнодорожные и морские пути будущего. СПб., 1913.

3 В горьковской коллекции газетных вырезок о войне - статья Л. Андреева "Торгующим во храме" о "предательстве" Болгарией России, заметка В. Регинина ""Во имя бога!" Автор "Поединка" о нынешнем офицерстве. (Встреча с поручиком Куприным)", описывающая военно-патриотические чувства Куприна; стихотворение Ф. К. Сологуба "Дух Берлина", обвиняющее в мещанстве всю немецкую нацию; статья П. Б. Струве "Карл Маркс и восточный вопрос", приписывающая вождю мирового пролетариата пангерманистские идеи и др. (Биржевые ведомости. 1914, No 14470, 14482, 14526, 14540, 2, 8. 30 нояб. 7 дек.).

4 В мае 1915 г. Горький писал ссыльному С. В. Малышеву: "Вы не можете представить, что теперь делают с еврейским населением Польши! Уже выслано до полумиллиона, высылали по 15, 20 тысяч - все еврейское население города - в 24 часа! <...> Говорят, что массовое обвинение евреев в измене, предательстве вызвано желанием объяснить наши военные неудачи и затушевать действительное предательство Мясоедовых и КR. Я думаю - иначе: антисемитизм пропагандируется, как я уже писал Вам, - в целях разбить оппозицию на еврейском вопросе. Пропаганда ведется успешно. Жить - стыдно" (XXIX, No 686).

5 В коллекции газетных вырезок Горького имеется вырезка из газ. "Биржевые ведомости" за 6/19 декабря 1914 г. (No 14538), отражающая обострение национального вопроса на Украине во время первой мировой войны. В ст. "Новые споры по украинскому вопросу" ее автор М. И. Чубинский резко критиковал шовинистические выступления П. В. Струве, возвестившего "русскому обществу необходимость борьбы с украинским движением", отрицающего тот факт, что "в пределах Российской империи малоросская стихия сложилась в национальность" и предлагающего отнестись к "малоросским "тенденциям" без всяких сентиментальностей и поблажек". Рядом была напечатана статья Струве "Ответ моим оппонентам", в которой приводились факты украинского национализма. В частности, в ней упоминалось о статье галицко-украинского депутата Левицкого, проповедующего раздел России с целью основания "самостоятельной Украины", и приводились слова из воззвания "Украинской головной рады" к украинскому народу: "Во имя блага и будущности украинского народа единодушно и решительно стать на сторону Австро-Венгрии против Российской империи, как величайшего врага украинского народа".

6 Среди газетных вырезок Горького имеется ст. П. Струве "Национальное начало в либерализме", в которой очень ярко отразилась тенденция перехода русских либералов на позиции национализма и великодержавного шовинизма. По мнению Струве, современная эпоха характеризуется "слиянием или спайкой, которая в ней происходит, между началом национальным и либеральным". На основе этого сближения, продолжает автор, "обозначаются новые возможности образований в политической области. Русский либерализм станет национальным, не только фактически, но и сознательно опирающимся на русскую национальную стихию <...> Россия есть Империя с национальным ядром (русским), неоспоримо первенствующим. Россия не просто национальное государство вроде Франции и Германии, а именно национальная Империя <...> Русская национальность в этой национальной Империи есть не только первенствующий, но и скрепляющий элемент, волевой центр. Вот почему в России либерализм для того, чтобы быть сильным, не может не быть национальным. В национализации русского либерализма есть историческая необходимость" (Биржевые ведомости. 1914. No 14540. 7/20 дек.).

7 Здесь и далее Горький излагает основные положения шовинистических статей философов, писателей и публицистов кадетского толка - Петра Бернгардовича Струве (1870--1944), Сергея Николаевича Булгакова (1871--1944), Владимира Францевича Эрна в декабрьском номере журн. "Русская мысль", содержание их, вероятно, стало известно Горькому гораздо раньше.

В данном случае речь идет о ст. Струве "Великая Россия и святая Русь", автор которой утверждал, что "союз Великой России и святой Руси" - это "слияние силы и правды", и осуществляется оно "на полях брани и смерти", в "русской грозной армии" (Русская мысль. 1914. Кн. 12, разд. 2. С. 180).

8 См., напр., ст. русского поэта-символиста Вяч. Иванова "Вселенское дело", в которой утверждалась мистическая, вселенская, божественная миссия России в войне, а Германия объявлялась носительницей "духа Антихриста": "Принуждением божественного промысла подвигнутая, взялась она (Россия. - Н. П.) за меч земной, за подвиг обороны своих и дружных очагов, и вверенных ей святынь..." (Там же. С. 98).

9 Так, напр., А. С. Изгоев в ст. "На перевале" писал: "Если усилиями России будет повален колосс германского империализма <...> культурно-историческая "миссия" России ни в ком не будет возбуждать сомнений <...> Как самая могущественная часть славянского племени, русская народность естественно становится вождем всего славянства, его духовным центром и прибежищем" (Русская мысль. 1914. Кн. 8/9, разд. 2. С. 165).

10 Наиболее отчетливо подобные идеи были выражены в статье Булгакова "Русские думы". Автор утверждал в ней, что европейская цивилизация переживает глубокий экономический и духовный кризис, и противопоставлял ей молодую, полную сил Россию, которая "историческим подвигом своим призвана духовно возродить и себя, и стареющую Европу. Никогда еще,-- продолжал Булгаков,-- со времен московских, когда Русь впервые ощутила себя наследницей погибшей Византии, не ставился с такой остротой и силой этот вопрос" (Русская мысль. 1914. Кн. 12. разд. 2. С. 115).

11 Иоганн Фихте (1762--1814), Фридрих Шеллинг (1775--1854), Фридрих Шлейермахер (1768--1834) - представители немецкой классической философии.

Напр., Эрн в ст. "От Канта к Круппу", оперируя идеями Канта, Фихте, Гегеля, доказывал, что практика современного германского милитаризма была подготовлена немецкой классической философской мыслью, утверждал, что существует связь между "зверскими проявлениями германской культуры" и "самыми глубокими ее принципами", определяемыми немецкой философией (Там же. С. 117, 124). Кн. Е. Трубецкой в ст. "Война и мировая задача России" также упрекал немецких философов в высокомерном презрении к другим нациям: "Еще великий Фихте сказал, что немцы - "соль земли". Они одни - носители мирового смысла, представители Я среди народов" (Там же. С. 94).

12 от портных, Г. Вейнберг от комитета большевиков и один представитель от рабочих-шапочников и шляпниц. После вручения адреса состоялась беседа, в ходе которой Горький пытался узнать, как живут киевские рабочие, что они думают о войне. Сам он, по свидетельству Дегтяренко и Витковского, отрицательно отозвался о войне, познакомил рабочих с точкой зрения В. И. Ленина на деятельность II Интернационала, обещал помочь в налаживании связи между киевскими и петербургскими большевиками" (Киевский пролетарий. 1928. No 75. 29 марта).

13 Вероятно, имеется в виду арест 6/19 ноября 1914 г. большевистской пятерки членов IV Государственной думы: А. Е. Бадаева, Г. И. Петровского, М. К. Муранова, Ф. Н. Самойлова и Н. Р. Шагова за участие в состоявшейся 2--4/15--17 ноября 1914 г. в Озерках под Петроградом конференции социал-демократических организаций Петрограда, Иваново-Вознесенска, Риги, Харькова и др. На конференции обсуждался вопрос об отношении к войне (Социал-демократ. 1914. No 34. 22 нояб./5 дек.). Арестованные были обвинены в "государственной измене" на том основании, что у них при аресте были отобраны написанные В. И. Лениным тезисы "Задачи революционной социал-демократии в европейской войне" и манифест ЦК РСДРП "Война и Российская социал-демократия". Суд над представителями российского пролетариата состоялся 10--13/23--26 февраля 1915 г. Обвиняемые открыто провозгласили лозунги большевиков против войны. Они были приговорены к вечной ссылке на поселение в Туруханский край. См.: Социал-демократ. 1915. No 40. 19 марта. См. также: День. 1915. No 40. 14/27 февр. См.: Бадаев А. Большевики в Государственной думе. М., 1941. С. 350--426.

14 См. п. 4, прим. 4.

15

16 В это время у Горького зародилась мысль выпустить две серии брошюр. В одной должны были раскрываться экономические интересы воюющих государств, а тем самым и истинные причины войны, в другой - рассказываться о жизни европейского пролетариата. Горький набросал примерный план серии брошюр на тему "Европа до и во время войны": 1) "Государства Западной Европы перед войной", 2) "Современная жизнь и роль финансового капитала в ней", 3) "Германия накануне войны", 4) "Англия накануне войны", 5) "Франция накануне войны", 6) "Роль Азии и Африки в общеевропейской войне", 7) "Быт западноевропейских рабочих" (Арх. Г. Т. XIV. С. 131). В проспектах этих брошюр Горький намечал основные причины, вызвавшие войну, рассматривал ее со стороны всех воюющих государств как войну захватническую, грабительскую, служащую интересам финансового капитала. 20 сентября 1915 г. он обратился к М. Н. Покровскому с просьбой просмотреть проспекты и найти авторов для написания брошюр (Арх. Г. современной жизни - взял на себя В. И. Ленин. 2 июля 1916 г. он отправил Покровскому рукопись брошюры "Империализм, как высшая стадия капитализма" (В. И. Ленин. Т. 49. С. 256--259). Покровский переправил рукопись в Петроград Горькому. В сентябре 1917 г. книга под заглавием "Империализм, как новейший этап капитализма" вышла в свет в руководимом Горьким издательстве "Парус". Из-за трудностей военного времени серая не была осуществлена полностью, однако главная ее книга была написана.

Раздел сайта: