Горький М. - Тихонову В. А., 12/25 февраля 1913 г.

Горький - Тихонову

[Капри. 12/25 февраля 1913 г.]

Уважаемый Владимир Алексеевич!

Я просмотрел первую книжку "Кругозора", и она вызвала у меня совершенно определенное впечатление - ненужности1. Редактор Вы плохой; извините, но это необходимо сказать.

Письмо И. Д. Сургучева Вы поместили напрасно2: оно написано в таком "простом" тоне, точно Илья Дмитриевич беседует с Вами не в журнале, а в торговой бане.

Как старый литератор и редактор, Вы должны бы сказать ему, человеку молодому, в литературе новому, что беседы в таком тоне - нехорошего тона беседы и в серьезном издании им не место. Мне очень грустно, что я вынужден сказать вам это.

А. Пешков

Капри.

13--25 февр. 1913 г.

Примечания

Горький ошибся при переводе даты с нового на старый стиль.

1 Первая кн. "Кругозора" открывалась стихотворением Пушкина "Арион"; в журн. были напечатаны: повесть С. Я. Арефина "Голубенок", рассказ А. Вережникова "Запущенное семейство", стихи Н. Грушко, С. Полтавского, ст. Гр. Петрова "Провинциальная печать", Г. Аркатова "Отошедшие (памятка)", посвященная Н. Ф. Анненскому и Д. Н. Мамину-Сибиряку, Вл. Золотницкого "Памяти В. Я. Кокосова", П. Я. Рысса "За рубежом" и др.

2 В своем письме к редактору "Кругозора" Сургучев выражал надежду, что журнал положит начало "хорошему <...> новому делу", будет способствовать тому, чтобы молодые начинающие писатели имели возможность ездить за границу: "... моя мысль такова: если пенсионеру Академии нужно ехать за границу - то и русскому начинающему писателю тоже нужно ехать за границу <...>

Но <...> русский писатель беден, а особливо начинающий - беден, он зимой часто без калош ходит. Где же тут думать о загранице? В странах культурных в таких случаях приходит на помощь государство,-- и Кнут Гамсун, например, мог съездить в Россию только потому, что получил казенную помощь".

В п. к Сургучеву от 12/25 февраля 1913 г. Горький писал: "Убит я Вашим письмом к Тихонову, напечатанным в "Кругозоре".

Во-первых - в наши дни, когда литератор русский своим пьянством и пошлостями совершенно уронил себя в глазах общества, лишился у читателя всякого престижа,-- читателю этому дано право ответить на Ваше письмо в самом амикошонском и юмористическом духе:

"

" (XXIX, 297).

Раздел сайта: