Горький М. - Тихонову В. А., 25 октября/7 ноября 1912 г.

Горький - Тихонову

[Капри. 25 октября/7 ноября 1912 г.]

Дорогой Владимир Алексеевич!

Очень может быть, что к январю я успею прислать вам что-либо, а пока,-- исполняя просьбу автора,-- посылаю роман1.

Автор, это тот Вячеслав Артемьев, который выпустил уже две книги: "Стены" и "Архаровцы" - одну из них - со свирепым предисловием по адресу редакторов и литераторов 2.

Он - офицер, человек не без таланта, его "Архаровцы" вызвали ряд одобрительных рецензий.

Если вам рукопись не понравится - возвратите ее по адресу автора, данному на первой странице.

Успеха и успеха начинанию вашему!

А. Пешков

"7/XI 912

Примечания

Датируется по помете Тихонова: "Получ[ено] 31 октября [13 ноября] 1912 г."

1 Горький послал Тихонову рукопись романа "Земное" Вячеслава Константиновича Артемьева (наст. фамилия Лисенко, 1873--1934), автора книг ""Стены" и др. рассказы" (Харьков, 1910) и ""Архаровцы" и другие рассказы" (Харьков, 1911). В АГ хранится переписка Горького с Артемьевым, а также отзыв Горького о его рассказе "На пароходе" (1906).

Горький писал Артемьеву в июле-августе 1913 г.:

"Вячеслав Константинович!

Вы желаете знать мое мнение об "Архаровцах", я скажу его вполне откровенно: это интересная книга, но она могла бы быть значительно лучше - художественнее - если бы вы поработали над нею более усердно.

Этим - поспешностью работы - испорчено "Земное". Пройдет два года, и - мне кажется - этот роман перестанет нравиться вам, как, вероятно, не нравится уже теперь "Стены".

Я ошибаюсь?

"Стены" - хуже сделаны, чем "Архаровцы".

Предисловие вы написали напрасно. Вы думаете - тот же Куприн так сразу и вошел в литературу "генералом"? Поверьте - все переживали то же самое, что выпало на Вашу долю. У меня, напр., рукописи просто "терялись" в редакциях.

"Архаровцев"" (АГ).

2 "Архаровцы" Артемьев писал: "Еще очень молодым человеком я был твердо убежден, что мое призвание - призвание писателя, но это убеждение постоянно и неуклонно... опровергалось редакторами почти всех русских журналов. Мои рассказы возвращались мне аккуратно из редакций "Северного вестника", "Книжек недели", "Вестника Европы", "Русского богатства", "Русской мысли", "Современного мира", "Мира божьего" и др. Из моих рукописей образовалось кладбище. Иногда возвраты эти сопровождались письмами редакторов с советами (ужасно любят советовать русские редакторы) о том, как мне быть. Несколько лет тому назад я получил от Куприна, бывшего тогда в составе редакции "Мира божьего", следующее письмо: "М. б., легенды о редакторской корзине суть несправедливые и жалкие вымыслы, за которыми прячется оскорбленное самолюбие неудачников"". Предисловие завершалось советом молодым начинающим писателям: "не слушать авторитетов, сколь бы знамениты и всезнающи они не были, и не думать, что все редакторы непременно умны, писатели благожелательны, а критики нелицеприятны..."

Положительная рецензия на кн. Артемьева "Архаровцы" была напечатана в "Современнике" (1911, кн. 8).

Раздел сайта: