Горький М. - Иванову-Разумнику Р. В, 13/26 января 1912 г.

Горький - Иванову-Разумнику

[Капри. 13/26 января 1912 г.]

Разумник Васильевич,

весьма смущен письмом Вашим, ибо не понимаю, о каком журнале говорите Вы?

Дело в том, что тотчас после выхода нашего из "Современника"1 Чернов, Миролюбов и я решили организовать новый журнал, а недели две тому назад Чернов и Миролюбов, приехав на Капри2, сообщили мне, что издание - налажено, прошло уже несколько дней, как я отправил свою и других авторов рукописи3 для первых книжек журнала, и я извещен, что одна из рукописей отправлена в типографию.

На днях В[иктор] М[ихайлович] писал мне: "Надеюсь, что, несмотря на спешку, в первом же номере удастся составить и сносный обзор явлений текущей жизни" 4.

Таким образом, очевидно, что журнал уже образовался, и Ваш вопрос "не хочу ли я образовать новый журнал?" - естественно, повергает меня в недоумение.

Оно тем более велико, что в бытность у меня последний раз Чернов и Миролюбов говорили - предположительно - о возможности Вашего участия в этом, организованном ими журнале, но о том, что они с лета вели переговоры с Вами и что организатором журнала в России являетесь Вы,-- я не был ими извещен. Я лично смотрел на этот журнал как на попытку объединения всех культурных сил нашей разноплеменной страны5, а не как на издание партийное, но, если литературно-критическая часть его "будет продолжением и развитием Ваших взглядов", - он будет партиен, и мое сотрудничество в нем является неуместным, с чем и Вы, я думаю, легко согласитесь.

Вопрос - "зачем жить" - мною решен, он, очевидно, решен и всеми живущими, ибо, не решив - зачем делать то или другое - нельзя ничего делать, в этом случае всякое деяние было бы бессмысленно, а жизнь человечества, как это известно, полна глубочайшего смысла.

Вопроса - "зачем смерть"6 - для меня не существует: "благословен закон бренности, вечно обновляющий дни жизни"! 7

Ваш "имманентный субъективизм" мне кажется типичным русским индивидуализмом8, а он, на мой взгляд, тем у нас на Руси отвратителен, что лишен внутренней свободы: он никогда не есть результат высокой самооценки своих сил, ясного сознания социальных задач и уважения к себе, как личности,-- он всегда вынужденное, воспитанное в нас тяжкой историей нашей пассивное желание убежать из общества, в недрах которого русский человек чувствует себя бессильным. Иногда это бессилие заменяется аффектацией, и тогда она восходит до проповеди социального фанатизма, совершенно устраняющего личность и столь же противного, так же пагубного для личности, как наш индивидуализм, восходящий всегда до нигилизма и отрицания общества.

Что интеллигенция есть "группа внеклассовая и внесословная" 9, в это я никогда не верил, особенно трудно принять это теперь, после того, как эта интеллигенция, в целом ряде поколений воспитывавшаяся социалистами, ныне столь легко отбрасывает прочь от себя не только идею социализма, но и обнаруживает крайнюю неустойчивость своих демократических чувств.

Вы скажете - марксизм! Да, но марксизм не по Марксу10, а потому, что так выдублена кожа. Меня марксизму обучали лучше и больше всяких книг казанский булочник Семенов11 и русская интеллигенция, которая наиболее поучительна со стороны своей духовной шаткости. Видите, как мы с Вами расходимся. В литературных оценках и вкусах тоже непримиримо разойдемся.

Копию этого письма я посылаю Чернову и Миролюбову12 вместе с просьбой возвратить мне мою рукопись и сотрудником в журнале не считать меня 13.

Надеюсь, мой отказ работать вместе с Вами понятен Вам и не обидит Вас.

Адрес Миролюбова и Чернова - к сведению Вашему - таков: Специя, Феццано. Spezia. Fezzano, ferma-posta.

Надеюсь, Вам понятен мой отказ и Вы не обижены им.

Всего доброго

Примечания

Датируется по почт. шт. На конверте помета рукой Иванова-Разумника: "Получено 18 января 1912 года". При публикации и многочисленных цитациях этого письма используется текст его чернового автографа (АГ) (XXIX, 217--218). Нами воспроизводится текст авторизованной машинописи, отправленной Иванову-Разумнику (АГ), имеющий разночтение с черновиком. См. прим. 10.

1 О конфликте с Амфитеатровым и выходе Горького, Миролюбова и Чернова из "Современника" см. переписку с Амфитеатровым и Черновым за ноябрь--декабрь 1911 г., см. также п. Горького к В. С. Миролюбову этого периода в кн.: МИ. Т. III и предисл. к переписке Горького с Амфитеатровым.

2 Чернов и Миролюбов приехали на Капри 23 декабря 1911/5 января 1912 г. См.: Г--Ч. п. 10, прим. к нему.

3 11/24 или 12/25 января 1912 г. Горький отправил Миролюбову для будущих "Заветов" рассказ "Три дня", вскоре объявленный в числе произведений, включенных в первый номер журнала (Одесские новости. 1912. No 8625. 20 янв.). См. прим. 13.

4

5 Сходным образом Горький объяснял свою связь с "новым с. -р. журналом" в п. к Е. П. Пешковой от 12/25 января 1912 г. "Мне самому участие это не очень по душе, но - м[ожжет] б[ыть], удастся, хоть отчасти, осуществить мою мечту о создании общероссийского журнала, который ознакомил бы общеимперскую интеллигенцию друг с другом и культурной деятельностью всех племен государства" (Арх. Г. Т. IX. С. 133).

6 Повторяя вопросы "зачем жить" и "зачем смерть", Горький возражает на ст. Иванова-Разумника "Марксистская критика" в кн. "Литература и общественность" (СПб., 1911. С. 117). На экземпляре этой книги в ЛБГ "... никакими сложнейшими социально-экономическими формулами не передать и не объяснить простейшего вопроса философии: зачем жизнь? зачем смерть?"

7 Фраза из романа Б. Келлермана "Море" в пер. А. Даманской.

8 См. вступ. ст. к переписке.

9 Основной тезис Иванова-Разумника, подробно развитый им в работе "История русской общественной мысли" (Иванов-Разумник. "Русская революция, видимо, была экзаменом мозга и нервов для русской интеллигенции. Эта "внеклассовая группа" становится все более органически враждебной мне, она вызывает презрение, насыщает меня злобой. Ее духовный облик совершенно неуловим для меня, ибо ее психическая неустойчивость - вне всяких сомнений" (XXIX, 76; письмо предположительно датировано сент. - окт. 1908 г.). Когда этот тезис Иванов-Разумник повторил в книге "Литература и общественность", Горький отчеркнул его на экземпляре своей книги и пометил знаком "NB" следующую цитату: "Ошибка Горького была в том, что антимещанство он искал в классовой и сословной группе, между тем как сословие и класс - всегда толпа, масса серого цвета, с серединными идеалами, стремлениями, взглядами; отдельные более или менее ярко окрашенные индивидуальности из всех классов и сословий составляют внеклассовую и внесословную группу интеллигенции, основным свойством которой является антимещанство" (Иванов-Разумник. Литература и общественность. С. 137).

10 В черновом автографе письма вместо этого: "Вы скажете - марксист! Да, но марксист не по Марксу" и т. д. Тот же текст повторен и в копии этого письма, отосланной В. М. Чернову. В таком же виде письмо было опубликовано (XXIX. С. 217-218).

11 "Хозяин" (1913).

12 См.: Г--Ч, п. 13.

13 "Три дня" в набор. В феврале 1912 г. Горький изменил свое решение и отдал рассказ в "Вестник Европы". См.: Г--Ч, п. 13, прим. 4. Вместо "Трех дней" Горький дал в первый номер "Заветов" рассказ "Рождение человека", которым открывался журнал.

Раздел сайта: