Горький М. - Кранихфельду В. П., 16/29 января 1912 г.

Горький - Кранихфельду

[Капри. 16/29 января 1912 г.]

Уважаемый Владимир Павлович.

Не понимаю Вашего выражения "подливать масло в огонь", что же Вы,-- думаете погасить начинающийся пожар молчанием о нем? 1

С Вашим суждением о Достоевском я, конечно, тоже не согласен: это его "философиею" питается современная реакция в сторону индивидуализма и нигилизма, именно на ней базируется весь "внутренний враг" демократии; пришла пора выступить против достоевщины на всех ее пунктах. Очень жаль, если эта необходимость не чувствуется остатками той интеллигенции, коя еще не утратила сознания возможности организовать демократию изнутри и извне, и понимает, что здесь - в этой организации - единственное спасение для нее и для страны от преждевременного и полного развала.

Позвольте мне быть откровенным и просить Вас показать настоящее письмо Н. И. Иорданскому2. Недавно он писал мне: "Хорошо было бы собраться духовно снова, хотя бы небольшой группой, в стройный отряд, для защиты и нападения" 3. Желание - доброе, хотя несколько запоздалое уже. Я плохо понимаю, для кого и в каких целях издается "Соврем[енный] мир"; мне кажется, что вы, господа, живя в Питере, живете гораздо дальше от России, чем я, и не слышите ее наиболее громких воплей.

Считая себя социалистами и демократами, вы очень мало внимания обращаете именно на демократию, на те настроения, которыми она живет, то "брожение без дрожжей", которое затемняет ее сознание. Почему вы, например, не следите за такими изданиями, каковы "Народная семья" 4, "Искры жизни"5, "Живое слово", "Жизнь для всех", симбирская "Жизнь"6, провинциальные сборники произведений "писателей из народа", Битнерово предприятие "Гимназия для всех" 7, и на все, чем питается современный массовый читатель? Следить за этим движением - ваша обязанность. Обратите внимание на идеи Сивачева, Завражного 8, Волкова - посылаю Вам статью последнего и копию моего ему ответа 9. Этих Волковых становится все больше, и все они играют на одной дуде, одну и ту же, весьма вредную песню. Они становятся популярны в массе - чему имею доказательства.

Точно так же ваша задача следить за всем, что творится в области "национального самоопределения племен, входящих в состав империи". "Самоопределение" это принимает такой характер, что наша внутриимперская распря племен обещает создать нам положение еще более горшее, чем то, каким судьба наградила Австрию 10. Мы не немцы, не в такой степени тренированы для борьбы, и, если мы своевременно об этом вопросе не подумаем,-- наш неустойчивый социализм превосходно и надолго может захлебнуться национализмом.

Я очень рекомендовал бы вам присмотреться к превосходной работе украинцев, почитать внимательно белорусскую литературу, последить за статьями Жаботинского и других националистов-евреев в газетах юга, почитать прессу татар и вообще - оглянуться - куда мы идем?

В журнале очень плохо и шаблонно освещается международное положение России,-- а посмотрите, какие солидные статьи пишет Павлович! Естественнонаучных статей - мало. Вам следовало бы ввести отдел "Хроника завоеваний мысли", где печатать маленькие заметки-рецензии обо всем, интересном в области науки, техники и т. д. Не мешало бы иметь отдел "Деревня" - это можно составлять по данным провинциальных газет, и это же необходимо, судари мои!11 Ведь все это стоит дешево, и вы сами понимаете, что это важней, интересней беллетристики "знаменитых", оплачиваемой на вес золота! Тяжелее!

Вы могли бы также завести - и это давно пора сделать именно вам! - "Обзор торгово-промышленной деятельности" в стране, это великолепно повел бы Цыперович 12

Извините меня - вы ведете журнал холодно, лениво и небрежно; в нем не чувствуется единства и ясного сознания целей, преследуемых Вами. Поместив никчемную статейку Фриче о Чена 13, Вы забыли упомянуть, что роман Чена, о коем говорит статейка, напечатан у вас же. Отдел рецензий разъезжается во все стороны, а рецензия об Экоуте14 обнаруживает в авторе ее полное равнодушие к русскому языку, ну, как было не отметить такие отвратительные промахи переводчицы, как, напр..

""Дебаты на суде открыли много ужасного, что тщательно скрывалось: распинание на кресте, общее бичевание, утопление до последней крайности, подготовка к ауто-дафе", "какое-то скульптурное изображение, изображающее сирену", "Он выражал свое очарование женщинам" и часто в немного искренних выражениях"" {Подчеркнуто Горьким (ред.).} - господа, ведь вы, рекомендуя книгу, должны же знать, что рекомендуете!

Подбор беллетристики - случаен, редакция ее - небрежна. "Как везде в России - каменщики пили больше всех" 15 - если эту фразу заметят, ее высмеют, и половина вины за нее лежит на редакторе: он должен знать, что каменщики наиболее трезвый народ, что они, по свойству своего труда, не могут пить "больше всех" и что, наконец, в рассказе речь идет не о каменщике, а о печнике - это серьезная разница.

Эх, господа! Быть вам китайской провинцией - неуклюжий и пассивный вы народ! Особенно плохо то, что жизнь современной демократии вас, очевидно, мало интересует.

Все это сказано из желания добра вам и вашим читателям, я думаю вы не обидитесь на меня за то, что сказал то, что считал нужным сказать.

Искренно желаю всего лучшего.

А. Пешков

Капри

Примечания

1 В феврале--марте 1912 г. Горький писал В. И. Ленину: "Удивительно, что на развитие националистического шовинизма наши журналы не обращают должного внимания: недавно я писал "Совр[еменному] миру", чтоб они присмотрелись к "Украинской жизни", "Миру Ислама", "Мусульманину", к статьям Жаботинского,-- отвечают, что "не надобно подливать масла в огонь"" (В. И. Ленин и А. М. Горький. С. 82).

2 "Послал В. П. Кранихфельду письмо о "С[овременном] мире". - письмо это имеет общий характер, и мне хотелось бы, чтобы Вы прочли его". В конце января Львов-Рогачевский отвечал: "Ваше письмо было прочитано у нас в редакции вслух и произвело впечатление <...> Оно подчеркнуло то, что говорят в провинции. По приезде (из провинции, где Львов-Рогачевский читал лекции. - Ред.) я рассказывал в редакции, что часто приходилось слышать: "Журнал засушили, заморозили". Мне думается, что надо ввести письма из провинции, как, помните, было в "Новом слове", и отказаться от "академизма". Пусть академизм достанется благодушным профессорам, которым приходится ладить и с красными, и с светлорозовыми. Когда-то мы верили в революцию. Теперь слишком уверовали в реакцию, до того уверовали, что сами понижаем тон" (АГ).

3 См. п. Иорданского от 2 января 1912 г.

4 "Народная семья"

5 "Искры жизни" -- ежемесячный журнал; издавался в Петербурге с октября 1910 по май 1912 г.

6 Полное название "Литературная газета "Жизнь". (Интимные беседы). Газета самостоятельного народного творчества". Издавалась в Симбирске в 1911 г. Ее редактор-издатель Н. Н. Ильин писал Горькому 1/14 марта 1911 г.: "Большое спасибо Вам за поддержку, оказанную мне; может быть, невольную: я говорю о статье Вашей в "Современном мире" "О писателях-самоучках", поддерживающей мое трудное начинание. Вы, должно быть, знаете, что уже издаю газету "Жизнь" здесь в Симбирске (я посылал Вам - не знаю, дошли ли номера газеты), как сами видите, начинание нужное; необходимы такие органы для объединения народной мысли. Вот теперь я обращаюсь к Вам, Алексей Максимович, с большой просьбой: помочь мне в этом начинании, а именно: Вы могли бы присылать письма, присланные Вам, рассказы, стихи. Написать Вашим корреспондентам о такой газете - чтобы больше знали о ней. Начинание мое трудное - просто игнорируют это дело, хотя уже составился маленький кружок <...>" (АГ).

Ответ Горького редакции газеты см. в предисловии к данной переписке.

7 "Гимназия для всех" -- приложение ежемесячного литературного и научно-популярного журн. "Вестник знания", выходившего в Петербурге с 1903 по 1918 г. Совокупность издательской деятельности его редактора-издателя В. В. Битнера, популяризатора знаний для народа, получила в свое время специальное определение - "битнеровская литература". В п. Плеханову от 23 августа / 5 сентября 1913 г. Горький резко отозвался о журнале Битнера: "На мой взгляд, журнал представляет собою окрошку для духовно голодных, а затеян не столько того ради, чтобы питать их, сколько ради уловления пятаков. Я слежу за ним в течение нескольких лет, и мне кажется, что редакция его очень небрежна, не весьма грамотна и лозунг ее: "вали все в кучу, читальщик разберет"" (XXIX, 314).

8 "Интеллигентоедство", характерное для "сивачевщины", было в не меньшей степени свойственно и Гр. Завражному. В речи, произнесенной на похоронах Златовратского, он говорил, что народничество, выродившееся в марксизм, дает теперь новые побеги, "на знамени которых начертано: "народные интересы". Опять деготьком потянуло, ибо серый мужик сам двинулся в литературу" (Клейнборт Л. М. Очерки народной литературы (1880--1923). Л.: Сеятель, 1924. С. 39).

9 "Писатели-народники и фельетонист из "Речи"", написанной в ответ на ст. Чуковского "Мы и они". Чуковский говорил об отношениях интеллигенции и "полуинтеллигенции". В статье резко осуждался Сивачев, но утверждалось, что "Сивачевы во множестве, Сивачевы как масса - превосходные, лучшие люди в России" (Речь. 1911. No 297. 29 окт.). Волков выступил от имени "русских деревенских писателей", которые "заботливо препровождают мне Ваш фельетон <...> имея в виду, чтобы я Вам ответил" (ИРЛИ, ф. 528, оп. 1, No 433). Статья Волкова содержала резкие выпады как против Чуковского, так и против интеллигенции, являвшейся для автора основной мишенью. В п. Волкову Горький говорил: "Мне думается, что Вы должны были направить Вашу статью не мне, а Чуковскому, в ней Вы делаете прямой вызов ему и должны осведомить его об этом.

Я лично "пустить в печать" Вашу работу не могу, у меня нет своего издания, я пошлю ее в "Совр. мир", но не надеюсь, что там напечатают ее - она очень неосновательно написана, в ней много интеллигентской истерики, но нет аргументов.

По вопросу, задетому Вами, я уже высказался в статье "О писателях-самоучках" <...>

Во всяком случае Ваша статья не может послужить взаимному пониманию людей, в чем все мы нуждаемся, а лишь поведет к вящему озлоблению, которое все развивается между интеллигентом и рабочим и которое пагубно для обеих сторон" (АГ).

10 Речь идет об Австро-Венгрии, империи Габсбургов, включавшей в себя к 1912 г., кроме Австрии и Венгрии, также территорию современных Чехии, Словакии, части Румынии (Трансильванию), Закарпатской Украины, Хорватии, Боснии, Герцеговины. На протяжении XVIII - начала XX в. одним из важных факторов, определявших внутриполитическое развитие Австро-Венгрии, было стремление входивших в нее народов добиться национальной независимости или хотя бы автономии. К 1912 г. австро-венгерское правительство усилило репрессии против южных славянских народов. В начале 1912 г. правящая клика установила в Хорватии и Славонии режим открытой диктатуры.

11 В "Современном мире" и раньше печатались статьи на названные темы. Специальные разделы введены не были.

12 Г. В. Цыперович был постоянным автором "Современного мира" в 1909--1914 гг.

13 "Ценою жизни" ("Gliamonitori") был опубликован в "Современном мире" (1905, No 8--9).

14 Речь идет о рецензии А. Левинсона "Жорж Экоут. Собрание сочинений. Т. III. Защитник бездомных. Перевод М. Веселовской. М., 1911" (Современный мир. 1911. No 12). В ней, в частности, говорилось: "Перевод г-жи Веселовской получил исключительную авторизацию Экоута: этот талисман не помешал ему выйти очень неудачным. Последние главы искажены до непонятности; мелких недочетов множество" (Там же. С. 363). 20 января / 2 февраля 1912 г. Горький написал контррецензию на это издание (Запросы жизни. 1912. No 3). В АГ вместе с письмами Кранихфельду хранится вторая половина рукописи рецензии (первые две страницы отсутствуют, страница "3" начинается с полуслова).

15 Неточная цитата из рассказа С. Сергеева-Ценского "Неторопливое солнце" (Современный мир. 1911. No 12. С. 109): "И здесь, где плескалось море внизу, а вверху сзади стояли горы, где кипарисы купались в голубом зное <...> и здесь, как везде в России, каменщики пили больше, чем плотники, кузнецы больше, чем каменщики, слесаря больше, чем кузнецы, больше же всех пили печники и штукатуры".