Горький - Иорданской
[Капри. Не ранее 16/29 ноября 1910 г.]
Дорогая Мария Карловна.
Спасибо за любезность.
Рассказ Андреева прочитал, красиво написано и не без намерения поднять репутацию, но - избави нас боже от свободы по Андрееву. Мы ее имеем издревле, она-то, главнейше, и мешает нам жить по-человечески, ибо имя ее - нигилизм в мысли, а в действии - анархизм. Перестать бы ему танцевать этот легкий танец, не требующий никакого искусства и труда1.
Какие Вы умники, что отказались печатать черный роман Арцыбашева, требующий подзаголовка: Лев Толстой и Федор Достоевский с Антоном Чеховым в вольном изложении храброго и мрачного гимназиста Михаила Арцыбашева. И - эпиграф: "читатель, трепещи, я те задам, ибо у нас в гимназии ни во что не верят"2.
Кстати, скажите ему, при свидании, что чижи хохла не имеют, а есть вид хохлатого жаворонка, но чиж похож на жаворонка еще меньше, чем Арцыбашев на философа.
Обратите внимание на "Черного Араба" Пришвина3 - какая прелесть, а. И вообще - талантливый это человек. В "Русском богатстве" интересен Табурин4, а у Вас - Юшкевич - "вы понимаете". Можно подумать, что он писал рассказ сидя в пролетке, а старенькая лошаденка, которая его везла, прихрамывает, богова скотина5.
Мне нужно знать, когда у Вас пойдет "Мордовка"6, очень прошу известить меня об этом. А также сообщить о судьбе "Шебарши"7 очень прошу.
Из Ваших палестин сообщают ужасные вещи о действиях "манычаров" 8 - дикое племя какое-то.
А "Деревня" будет оценена, будет9. Это - произведение исторического характера, так о деревне у нас еще не писали. Очень грустно, что местами Иван Алекс. придал этой вещи колорит туземный, этнографический, слишком щедро разбрасывая местные речения, но - это легко устранить. Вот тема для статьи "Деревня и дворянство в изображении Алексея Толстого и Бунина", - но необходимо, чтобы статью писал человек, не только с русской литературой малость знакомый, а и знающий русскую историю. Вы такого знаете. Я - тоже10.
Сколь сладок у Вас Львов11. Огорчить бы его, право, чем-нибудь. Хоть бы книжки внимательно читать научился он.
Привлекли бы Вы к себе Сургучева12, да и Коцюбинского тоже - приятные писатели. О Коцюбинском не судите по первому тому: подбор сделан пестро, но неудачно13. А Никифорова написала сентиментально, грубо и никудышно14. Человек, который должен писать хорошо и серьезно, - это Каржанский, обратите внимание на его "Париж"15. Молод, очевидно, а посему - несколько кокетничает, подобно козлу, но - это пройдет, надеюсь.
"Записки литературного Макара" Сивачева16. Вам, по званию Вашему с-декскому, необходимо обратить внимание на сию вещь и объяснить ее толково читателю-демократу.
Помогите мне достать обе книжки Свирского "Дневник знаменитости"17 и Галунова "Сосуды скудельные"18
Печатается по машинописной копии.
Датируется по содержанию и по п. Иорданского от 11/24 ноября 1910 г.
1 Рассказ "День гнева".
2 О романе Арцыбашева "У последней черты" Горький писал многим корреспондентам.
3 Черный Араб: Степная жизнь//Русская мысль. 1910. No 11.
4 Повесть Вл. Табурина "Жива душа" печаталась в "Русском богатстве" (1910, No 10, 11). В "Современном мире" (1911, No 7) был опубликован его рассказ "Кожаные перчатки".
5 Речь идет о повести С. Юшкевича "Улица" (Современный мир. 1910, No 11,12), написанной в разговорной манере, с повторяющимся обращением к читателю "вы понимаете".
6 Горький послал в "Современный мир" рассказ "Мордовка", который был опубликован в январской книге журнала за 1911 г. Одновременно рассказ вышел отдельным изданием в изд-ве Ладыжникова.
7
8 Горький иронически называл "манычарами" окружение Куприна. Петр Дмитриевич Маныч -- литератор. "В течение нескольких лет Маныч неотступно играл роль адъютанта Куприна. Он исполнял всевозможные (не только деловые) поручения, сопровождал его во все рестораны и театры",-- вспоминала Куприна-Иорданская. (Куприна-Иорданская М. К.
9 В 9 и 10 кн. "Современного мира" завершилась публикация повести Бунина "Деревня".
10 Возможно, Горький имел в виду Амфитеатрова.
11 Очевидно, Горький имеет в виду статьи В. Львова-Рогачевского о символизме, которые под общим названием "Лирика современной души" публиковались в 1910 г. в "Современном мире": "К. Бальмонт" (No 4); "В. Брюсов" (No 5), "Владимир Соловьев. Андрей Белый. Александр Блок" (No 8), "Русская литература и группа символистов" (No 9), "Быть или не быть русскому символизму" (No 10).
12 Сургучев в "Современном мире" не печатался.
13 "Рассказов" Коцюбинского (СПб.: Знание, 1911) вошли рассказы: "На камне", "Куколка", "Цвет яблони", "Смех", "Под минаретами", "В дороге", "Ради общего блага", "Дебют", "В грешный мир", "Поездка в Криницу".
14 Очевидно, речь идет о рассказе Л. А. Никифоровой "Артель", опубликованном в XXXIII сб. "Знания" (СПб., 1910).
15 Н. С. Каржанский заинтересовал Горького своими очерками "Париж. (Из записной книжки неизвестного)".
16 "Прокрустово ложе. Записки литературного Макара" (кн. 2. М.: Современные проблемы, 1911) привлекала внимание Горького как "одно из значительнейших явлений современности, подтверждающих... раскол демократии и интеллигенции" (XXIX, 202--203).
17 Речь идет о рассказе А. И. Свирского "Из дневника "знаменитого" писателя" (Свирский А. И. "Освобождение", 1910. Т. 2).
18 Галунов А. "Печатня С. П. Яковлева", 1910 (ч. I "Поденка", ч. II "Акробаты", ч. III "Люди").