Горький М. - Трояновскому А. А., конец января (середина февраля) 1913 г.

Горький - Трояновскому

[Капри. Конец января (середина февраля) 1913 г.]8

Ал. Трояновскому

Очень извиняюсь, уважаемый товарищ, что не мог ответить Вам раньше. Ваше письмо пришло на Капри в день, когда я уехал из дома, а возвратись, мне захотелось ответить Вам делом.

Посылаю мои очерки для "Просвещения"9, стихи Старка10 и Астрова11, надеюсь, они понравятся Вам.

Посылаю также рассказ Тимофеева12 - не подойдет ли?

Говорил с Буниным и Вольным, имею от них обещания дать рассказы к следующим книжкам, буду просить о том же Олигера13. Вообще буду посильно помогать журналу и своим трудом, и привлечением к нему внимания других литераторов.

На вопрос Ваш о "необходимом характере, содержании и задачах" журнала я мог бы, пожалуй, ответить весьма пространно, но позвольте отложить ответ мой до более свободного времени - сейчас я страшно занят.

Коротко скажу: побольше Запада, побольше внимания к Европе, и пусть это внимание будет возможно всесторонним; необходимо освещать не только политическую жизнедеятельность европейского пролетария, но и по возможности следить за процессом проникновения идей социализма в быт, процесс образования новой психики, интеллектуальный рост нового человека. Это задача не только для художника, а равно и для публициста. Некоторые товарищи-беки могли бы изложить свои наблюдения над бытом западноевроп[ейского] рабочего, быт этот им знаком.

Побольше фактов, картин, характеров,-- это лучше запоминается, глубже действует на рыхлую психику русского человека.

Я взялся бы редактировать подобные письма, конечно, со стороны их формы.

Засим: теория социализма не только не разрабатывается у нас, но - увлеченные политикой - мы слишком игнорируем ее, почти совершенно не следим за ее ростом, а это - необходимо. Особенно теперь, когда русские социалисты сильно наглотались разной метафизики и отравлены ядом индивидуализма.

Считаю также совершенно необходимыми небольшие, ясно написанные статьи о современном состоянии биологии и учения о материи: обе эти дисциплины позволяют делать неотразимые выводы в пользу и утверждение монизма, т. е. выводы антииндивидуалистического характера, имеющие в наши дни огромную социально-педагогическую ценность.

Искренно желаю журналу успеха, прошу высылать его мне. Приветствую Вас (АГ).

Примечания

сотрудничать), и как довольно развернутая, во всяком случае очень четкая, программа участия писателя в большевистском органе, причем программа, принципиально созвучная журналу. Именно поэтому ответ Горького скоро получил горячее одобрение в редакции "Просвещения". Об этом Горькому писал В. И. Ленин:

"Чрезвычайно меня и всех нас здесь обрадовало, что Вы беретесь за "Просвещение". А я - покаюсь - подумал было: вот как только напишу про маленький журнальчик или журнальчишко наш, так у А. М. охота и пропадет. Каюсь, каюсь за такие мысли.

Вот действительно превосходно будет, ежели мы помаленьку присоседим беллетристов да двинем "Просвещение"! Превосходно! Читатель новый, пролетарский, - сделаем журнал дешевым, - беллетристику станете Вы пускать только демократическую, без нытья, без ренегатства. Рабочих скрепим. А рабочие пошли хорошие"14.

На обложке февральского номера "Просвещения" печаталось объявление: "Начиная с No 2-го в журнале "Просвещение" будет вестись постоянный беллетристический отдел, редактирование которого принял на себя Максим Горький". Номер начинался очерком Горького "Вездесущее".

Горьковский зачин беллетристического отдела "Просвещения" был многозначителен. Обращаясь к изображению борьбы за социализм, связанной с самыми корневыми - вездесущими - началами народной жизни, писатель подчеркивал ее значение для современной литературы. Так провозглашалась социалистическая идейность нового, рождающегося направления литературы - пролетарского.

Следует выделить и то, что писатель осмыслял борьбу за социализм как интернациональную задачу трудящихся разных стран. Эта часть горьковской программы очень важна, на ней писатель особо останавливался в письме в редакцию журнала (А. А. Трояновскому).

О проделанной Горьким к этому моменту работе по выявлению возможных авторов нового отдела "Просвещения" можно судить по объявлению от редакции, напечатанному на обложке No 2 журнала, где среди сотрудников и принимающих участие указывались (в алфавитном порядке): С. Астров, И. Бунин, Д. Бедный, К. Волгин, И. Вольный, И. Касаткин, Вс. Кожевников, М. Росляков, П. Рябовский (Л. Старк), Б. Тимофеев, Г. Шапиро. По всей вероятности, некоторые из перечисленных авторов были привлечены к сотрудничеству не только усилиями Горького, но и редакции: Д. Бедный, Вс. Кожевников. Их хорошо знали по тому, что уже появилось в "Звезде" и "Правде": само направление дарований заслуживало поддержки.

О той деловитости, глубокой заинтересованности, с которыми Горький сотрудничал в "Просвещении", впоследствии вспоминал М. А. Савельев15, бывший секретарем редакции в России. Подробно и фактически точно рассказывая обо всей истории создания журнала и трудных, поистине героических буднях полуподпольной работы его, Савельев писал и о важнейшей роли литературного отдела: "После довольно длительной переписки с заграницей, редактирование этого отдела взял на себя Максим Горький (Алексей Максимович Пешков), который в это время жил на острове Капри. Им из каприйского далека со свойственной ему аккуратностью и добросовестностью к каждому номеру, начиная с 1913 г., присылаются беллетристические произведения, или собственные, или авторов, близких ему по духу. У русской редакции завязываются с ним постоянные деловые сношения, посылаются на отзыв рассказы и стихотворения, поступающие в портфель редакции,-- главным образом рабочих, причем им всегда очень внимательно прочитываются произведения начинающих беллетристов, даются деловые указания, одним словом, ведется большая литературная работа. Мы видим на страницах "Просвещения" стихотворения ряда наших будущих поэтов (Герасимова и др.). Литературный отдел значительно оживляет журнал, придавая ему более разносторонний характер, популяризируя его через имя Горького среди широких кругов читателей"16.

В организации литературной части "Просвещения" деятельно участвовал В. И. Ленин. Он живо интересовался делами беллетристики, считая отдел важным в популяризации журнала. Один из примеров этого - замечания и вопросы к Горькому в майском письме (не ранее 9--10 мая н. с.) 1913 г.: "Как делишки насчет статейки или рассказа в майскую книжку "Просвещения"? Мне пишут оттуда, что можно бы издать 10--15 тысяч (вот мы как шагаем!), ежели было что от Вас. Черкните, будет ли"17.

"Просвещение" стало знаменательным явлением передовой русской литературы этого времени как массовое, дешевое и вместе с тем партийное издание, выполняющее задачи революционного просвещения народа. В прозе журнала среди ведущих тем - история революционного пути "молодого человека" из народа, главным жанром издания стал рассказ, обращенный к массовому рабочему читателю.

В условиях свирепой цензуры беллетристический отдел "Просвещения" просуществовал всего около полутора лет, и с началом войны журнал был приостановлен. Но и за этот небольшой срок в журнале нашли выражение существенные идейные тенденции русской литературы 10-х годов XX в. Журнал выполнял задачу выявления и объединения пролетарских писателей, чье творчество одухотворено социалистической идейностью, связано с развитием революционного движения. О своем пристальном внимании этой поры к процессам демократизации литературы Горький говорил в одном из писем 1916 г.: "Начинающих писателей знаю тьму-тём..."18 Подвижническое собирание сил новой литературы - именно революционных писателей в революционной среде - осуществлял Горький. В этом ему помог и журнал "Просвещение".

Существенными для характеристики идейно-художественной направленности "Просвещения" как издания, связанного с ранним периодом развития социалистического искусства, представляются горьковские произведения. Кроме лирико-публицистического очерка "Вездесущее", в журнале печатаются рассказ "Кража" (1913, No 6), первая глава "Детства" (1913, No 9), рассказ "По душе" (1913, No 11; под названием "Едут" позже вошел в цикл "По Руси"). В контексте творчества писателя тех лет все они по-своему показательны, неслучайны: в них находит решение большая и современная художественная задача - исследование народной жизни, национального характера в свете нового понимания народности, вызванного идеями революционного преобразования жизни. Ведь и горьковские циклы 10-х годов "По Руси", "Сказки об Италии" складывались из рассказов-фрагментов, которые в единстве рисовали величественную картину духовной жизни народа, его исканий и верований, того, как в самих глубинах народа вызревает тяга к новой, светлой и свободной жизни.

"Кража" не выпадает из этой проблематики. На общелитературном фоне того времени, когда обсуждалось влияние первой русской революции на жизнь народа и национальный характер, на историю культуры, а писатели и публицисты давали разные, подчас противоположные ответы, отчетливо проступает полемический подтекст рассказа.

Причины снижения духовности, расшатывания нравственных устоев жизни трудового народа Горький видит не в якобы разрушительных веяниях революции, а в капитализации страны, во влиянии "господской" культуры. Тихий солдат Лука Чекин, возвращаясь с военной службы домой, совсем не случайно совершил кражу - поступок, которым окончательно разрушаются его связи с прежним деревенским миром. Бывший крестьянин, оторванный от труда, от основ народной нравственности, он уже давно и исподволь развращался нечистоплотностью, паразитизмом офицерской среды. В ней день за днем опустошалась его душа, коверкалась человеческая судьба, была украдена в конце концов его жизнь. Небольшой рассказ Горького по-настоящему емок социальными выводами об основах народной нравственности.

Художественный стиль Горького периода 10-х годов отражает разноликость жизни - и ее светлые, и драматичные стороны, и процессы внутреннего движения в ней. Это свойственно и произведениям писателя, появившимся на страницах "Просвещения". И здесь Горький то открыто тенденциозен, как в лирико-публицистическом очерке "Вездесущее", то выражает эпически мощное течение жизни в формах психологического реализма, как в "Краже", как в "Детстве". Горького-художника отличает в это время и стремление обогатить реалистический стиль приемами романтической субъективности: то формами эмоционально окрашенного авторского повествования (и это свойственно, например, "Детству"), то приемами насыщенной контрастности, пейзажной символики (что характерно для рассказа "По душе"). Все эти особенности творческих исканий Горького оказываются активно воспринятыми молодыми писателями пролетарского круга, произведения которых увидели свет и в "Просвещении".

За полтора года - с No 2 за 1913 по No 5 1914 г. - в "Просвещении" опубликованы стихи, очерки и рассказы двадцати авторов: семь из них выступали как прозаики, тринадцать - как поэты. В идейно-тематической направленности прозы и поэзии отчетливо выделяются две сближающиеся линии: общедемократическая и революционно-пролетарская. Ведущей выступает революционно-пролетарская. Журнал печатает произведения разные, непохожие друг на друга. Новизна, самостоятельность творческого почерка, а также жизненных наблюдений ряда авторов обращают внимание уже в первых номерах "Просвещения" (No 2, 3, 4 за 1913 г.), в которых определялось "лицо" беллетристического отдела. Может быть, один из самых показательных по разнообразию материала, интонаций - No 3 журнала. В нем появились произведения пяти авторов: рассказ Б. Тимофеева "Музыкант Кандырин" и стихи: Гр. Шапиро - "Фиалки", С. Астрова - "Утро", Л. Старка - "К весне" и Вс. Кожевникова - "Городу".

Реалистически точен, убедителен рассказ Тимофеева. Интересен он и присутствием "горьковского начала": оно проявляется в изображении людей социальных низов. Герой рассказа, старый музыкант, хотя и существует почти подаянием, но и на дне жизни сохраняет озаренность высоким человеческим чувством. Рядом с этим достоверно правдивым, бытовым рассказом стихотворные произведения Шапиро, Астрова, Старка прочитываются как бы на контрастном фоне. Это лирические стихи с романтической символикой, одухотворенные возвышенными, героическими переживаниями - мечтой об изменении жизни, о светлом и ожидаемом будущем. Именно в таких смыслах раскрываются в них аллегории весны и утра: лирический герой этих стихотворений полон ощущений молодости жизни, оптимизма, несет в себе революционные стремления.

В приемах высокой патетики, обобщенно-романтической образности написано стихотворение "Городу". Поэт делает попытку художественно выразить мысль о "городе" как авангарде в преобразовании мира, он утверждает идею революционной солидарности "города" и "деревни", всех эксплуатируемых. Тема города, характерная для пролетарской поэзии этих лет, предстает здесь в обобщенно-историческом и социальном аспектах. Вот начальная ступень истории города:

О город, кто тебя распял среди полей,
Где дали синие сливались с небесами! <...>
И плыл твой бледный зов в грядущие века,
Как крик о помощи, затерянный в тумане.

Поэт славит и призывает новую эпоху истории:

Но годы шли. Ты в скорби возмужал,
Ты силы новые копил под игом рока,
И голос твой окреп, как крепнет среди скал
Мятежный шум глубокого потока.
Труби ж в гранитный рог и кличем боевым
Взволнуй и потряси заплаканные нивы!
Мы голос свой с твоим соединим

Видимо, не случайно стихотворение появилось в номере, посвященном 30-летию со дня смерти К. Маркса. Память К. Маркса отмечалась в журнале статьями В. И. Ленина "Три источника и три составных части марксизма" и Ал. Стоянова "Карл Маркс. (К 30-летию со дня смерти)". Подчеркнем, что перекличка - тематическая и идейная - литературного отдела с материалами общеполитическими присутствует в журнале постоянно. 

Достойными учениками Горького и в то же время уже в чем-то самобытными писателями со своей темой, очень важной в развитии литературы - темой революционного пробуждения человека из глубинных народных пластов - выступают в "Просвещении" И. Касаткин и И. Вольнов. Заслуга введения в литературу этих ярких представителей крестьянской темы в литературе 1910-х годов во многом принадлежит Горькому, что хорошо известно. Однако особенностям их участия в марксистском журнале "Просвещение" исследователи не придают должного значения, а это важно и интересно с точки зрения общих процессов развития литературы в это время.

тюрьме, молодой революционер написал два небольших рассказа ("Путина" и "Нянька"), с них и началась настоящая тяга к творчеству. В 1907 г. в нижегородской газете "Судоходец" 19 появился первый рассказ Касаткина ("Путина" - 8 и 11 ноября), в последующие годы там печатались многие из его произведений. В 1908 г. Касаткин выслал несколько рассказов на Капри - они вызвали пристальный интерес Горького. С его одобрения рассказы Касаткина вошли в сборники "Знания", Горький рекомендует молодого писателя в журнал "Заветы". В "Просвещении" (1913, No 5) публикуется небольшой цикл "Маленьких рассказов" Касаткина: в нем три произведения - "Лесосека", "Ожидание" (позднее перепечатывался под названием "Богомаз") и "Из жизни скитальца". Через много лет - в 1932 г. - Касаткин не случайно вспоминал о своей обширной переписке с Горьким в 1910-е годы, вспоминал и об участии в марксистском "Просвещении". И тем и другим определялось самое главное в творческих поисках молодого писателя.

8

9 Речь идет об очерке "Вездесущее".

10 В ближайших номерах журнала появились стихи Л. Старка "Старик" (No 2), "К весне" (No 3), "На улице" (No 4).

11 В No 3 журнала напечатано его стихотворение "Утро".

12 В No 3 журнала напечатан его рассказ "Музыкант Кандырин".

13 Олигер (1882--1919) - писатель. Его произведения в "Просвещении" не появились.

14 В. И. Ленин. Т. 48. С. 161.

15 Савельев (Ветров) (1884--1939) - член большевистской партии с 1903 г. Партийную работу вел в Нижнем Новгороде, Туле, Петербурге и других городах. Активный участник революции 1905--1907 гг. В 1911--1913 гг. являлся редактором журн. "Просвещение" и одновременно с 1912 г. - членом редакции "Правды", а с 1913 г. - представителем ЦК РСДРП в издательстве "Прибой". Неоднократно арестовывался. После Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. заведовал редакцией ЦО партии "Рабочий путь", а затем "Правды". После Октябрьской социалистической революции - на ответственной партийной и советской работе. Подробные биографические данные см. в кн.: Герои Октября. Л., 1967. Т. 2. С. 335; Воспитанники Московского университета - соратники В. И. Ленина. М., 1973. С. 156--162; Солопов А., Черненко Е. Испытанный ленинец: К 100-летию со дня рождения М. А. Савельева // Правда. 1984. No 50. 19 февр. С. 6.

16

17 В. И. Ленин. Т. 48. С. 180.

18 Арх. Г.

19 направления, остро ставила вопросы положения рабочего класса. В "Судоходце", кроме "Путины" (позднейшее название - "На барках"), напечатаны также рассказы Касаткина: "Мужик" (1907), "Нянька" (1908), "Унжаки" (1908), "Осенняя хмурь" и "Дуняша" (1910), "Дело праздничное", "Крещенский торг", "Семья" (1911) и т. д. См. об этом в кн.: Касаткин И. Перед рассветом: Избранные рассказы. М., 1977.

Раздел сайта: