Горький М. - Муравьеву Н. К., не позднее 23 августа/5 сентября 1912 г.

Горький - Муравьеву

[Капри. Не позднее 23 августа/5 сентября 1912 г.]

Уважаемый Николай Константинович.

Посылаю обещанное1.

В этих строках, написанных наскоро, наверное, есть недомолвки и оговорки, но - я просил бы Вас обратить внимание на основную мысль: необходимо рассматривать культурную и экономическую жизнь России в связи с жизнью Европы и, возможно резче подчеркивая эту связь, внушать читателю, что он должен более активно относиться к действительности, отовсюду грозящей ему событиями, каких он еще не переживал и которые могут преждевременно устранить его из истории Европы, преждевременно, ибо мы не внесли в область общечеловеческого творчества культуры всего, что можем внести, как народ молодой и еще не работавший.

В этом внушении нуждаются одинаково все классы русского общества, ибо пассивное отношение к жизни свойственно всем русским. Нужно сразу же попытаться поставить журнал как орган Всероссийский, имеющий целью объединение всей разноплеменной демократии нашей на почве социализма; следует также возможно чаще подчеркивать идею необходимости реорганизации русского государства на началах федерализма - это немедленно погасит разгорающийся иноплеменный шовинизм.

Я считаю успех журнала весьма возможным, если будущие сотрудники сумеют отказаться от издревле свойственной им привычки поучать друг друга и весь мир стареньким истинам. Лозунгом журнала должно быть: "не учим, но - изучаем и рассказываем". Уметь рассказать - это и значит хорошо научить.

Если же старцы нашей пустыни начнут проповедь брошюрнотошнотворного толка - из этого не получится, хоть миллион затрать на журнал.

Должен сознаться, что я очень боюсь "наших известных писателей" - их самолюбия, раздраженные до безумия не оправдавшимися пророчествами, их стремление занять потерянные позиции - стремление слишком круто наклоняющее их на правый бок, - это не обещает многих радостей. И я настаиваю: организуя редакцию журнала, необходимо ввести в нее с правом голоса нелитераторов, в качестве корректива к литераторам. Одним из членов редакции я вижу Вас, а Вы найдите еще двух других.

Я забыл упомянуть во время разговора с Вами о редакторе по отделу беллетристики: думаете ли Вы, что таковым может быть Вересаев.

Кроме него я не вижу ни души.

Считал бы необходимым, как только дело в смысле материальном встанет на ноги и составится основное ядро сотрудников,-- устроить съезд оных. Это можно сделать в Швеции - близко и дешево.

Список сотрудников по беллетристике и по отделу областному-провинциальному я могу составить, если хотите. Я мог бы также указать несколько тем для статей в первые книжки журнала - тем, которые сразу же должны выяснить читателю физиономию журнала.

Примечания

Подлинник письма не разыскан. Письмо публикуется по машинописи с правкой Горького, без его подписи, из личного архива писателя. Эту машинопись вместе с другими материалами Горький отдал своему биографу И. А. Груздеву, с фондом которого она и поступила в АГ.

Датируется по п. 3.

1 Во время приезда Муравьева на Капри Горький вел с ним переговоры о создании нового журнала (см.: Арх. Г. Т. IX. С. 350) и обещал написать программу этого издания.

"Летопись областной жизни", была передана Горьким Ляцкому, занимавшемуся реорганизацией "Современника" (Г--Ляц. п. 57, прим. 1. Часть, переданная Ляцкому, напечатана в кн.: Муратова. С: 32--34).

"Основной отдел журнала я представляю себе как:

Летопись

движения на Восток и что именно в этом процессе завязаны все узлы современной политико-экономической жизни,-- летопись ставит своей задачей освещение целей, приемов и взаимных противоречий интересов важнейших государственных хозяйств Европы и указывает читателю, как эти цели, приемы, противоречия влияют на русскую жизнь.

Рост интернационального капитала в России; как он работает в ней, сравнительно с его работой дома и в африканских, азиатских колониях; его культурная и антикультурная роль в русской жизни. Причины, затрудняющие его рост, его отношения к туземному капиталу; влияния на внешнюю и внутреннюю политику русского правительства. Не заинтересован ли европейский капитал в том, чтобы современное анархическое состояние русской жизни продолжалось до полного развала страны, как в Турции, Персии?

В какой мере русский капитал сознает цели капитала интернационального, имеет ли он свои национальные хозяйственные задачи, как представляет их себе?

Общий характер работы русского капитала, степень его активности, его инициатива; его политические намерения: как он их сознает, как они должны быть сознаны им в общих интересах России?

Взаимоотношение русских аграриев, промышленников; противоречия и совпадения их интересов, культурное и политическое значение этих противоречий.

и т. д.

Летопись областной жизни

Здесь, с точки зрения необходимости организации России на началах широкого федерализма,-- рассматривается рост политического и племенного самосознания в 53-ех язычной России. Русификация и вызываемые ею: партикуляризм, сепаратизм, сужение оппозиционного настроения иноплеменной демократии; поглощение социалистических идей националистическими. Русификация и русская культура: понижение интереса к русской литературе, театру, науке и общественной жизни под влиянием централистических идей, проповедуемых черной прессой и "Русскою мыслью".

Культурная жизнь областей: обзор областных литератур и т. д.

Провинциальная жизнь

"Черносотенство" как инстинктивное стремление отжившего и разрушающегося к самозащите. Хулиганство, анархизм и прочие болезненные явления как пережитки некоторых особенностей национальной психики, как атавизм, пробуждаемый к жизни тревогами черной сотни и действиями административных органов.

Пропаганда необходимости всероссийских культурных организаций, как, напр[имер], "Всероссийское о[бщест]во помощи учащейся молодежи", "Всероссийское о[бщест]во охраны детей", "Всероссийское о[бщест]во библиотечных организаций" и т. д.

Движение интернациональной научной мысли

Это может быть небольшой отдел - несколько страничек; на них, в краткой и удобопонятной форме, излагаются ход идей и открытий в области естественнонаучной - главным образом в области физики и химии. Необходимо строго и внимательно следить за развитием современного учения о состоянии материи, имея в виду, что борьба за существование сводится - в сущности своей - к борьбе за обладание новой физической энергией, за физическую власть над природой. Нужно как можно чаще указывать, что мы живем в эпоху, когда эта борьба приняла характер наиболее напряженный и победоносный и что мир стоит накануне грандиозных открытий, социальное значение коих неизмеримо.

Необходимо как можно чаще подчеркивать стремление европейской интеллигенции координировать свою культурную работу, что выражается в ее попытках учреждать различные Всемирные о[бщест]ва как, напр., "Интернациональная лига", учреждаемая Вильгельмом Оствальдом, "Интернационал мысли" Аристида Прателя, Нью-йоркский "Институт интернациональной интеллигенции" и т. д.

Не в форме отдельных по каждой книге рецензий, но в форме связной статьи, коя, рассмотрев книги, выпущенные за известный период времени, ставила бы целью своей показать читателю общее в них, выясняла бы читателю мотивы, побудившие авторов написать книги именно на такие темы и именно в таком то освещении. Рассматривать книгу как материал для познания психологии общества, а не как случайность или каприз автора. Вообще и всюду следует внушать читателю, что в русской жизни, несмотря на всю ее мрачную путаницу, нет капризов, нет случайностей, а везде и во всем русский житель сам виноват и несет заслуженное наказание за свою лень, глупость, за мелкий свой ум, всегда склонный к пассивизму.

Такие же обзоры следует делать не только по изящной литературе, но и по истории, праву, экономике и т. д." (АГ).

Раздел сайта: