Горький М. - Чернову В. М. и Миролюбову В. С., 26 января 1912 г.

Горький - Чернову и Миролюбову

[Капри. 26 января 1912 г.]

Виктор Михайлович, Виктор Сергеевич!

Посылаю вам копию письма Иванова и копию моего ответа ему1.

2 - вы должны были сделать это раньше, если уже летом списывались с ним по этому поводу.

Его роль в организации журнала для меня неожиданна; с его проповедью я решительно не согласен, его слишком густое подчеркивание мысли о "потенциальном мещанстве социализма" мне кажется подозрительным, во всяком случае - оно несвоевременно и поэтому - бестактно, с точки зрения социально-педагогической.

Указание на то, что мысль "о потенциальном мещанстве социализма уразумело только поколение русской интеллигенции ХХ-го века",-- не вызывает у меня уважения к мудрости г. Иванова как историка общественных течений3.

От сотрудничества с ним - отказываюсь, рукопись мою прошу возвратить4.

26/13-1 912

Примечания

Черновой автограф письма и авторизованная машинопись, посланная В. С. Миролюбову, хранятся в АГ; авторизованный машинописный экземпляр, посланный В. М. Чернову, - в

1 Копии п. Иванова-Разумника Горькому от 20 января и Горького Иванову-Разумнику от 26 января. См.: Г--Ив-Р, п. 1 и 2. Получив первое п. Иванова-Разумника, Горький решил, что корреспондент его ведет речь о новом журнале ("Заветы"), в организации которого принимал активное участие наряду с Черновым и Миролюбовым.

2 Т. е. 5--8 января 1912 г. (см. п. 10 и прим. к нему). Об этом же говорится в черновике ответного п. Миролюбова Горькому от 28 января 1912 г.: "Разумника в редакцию мы не звали, а предложили ему сотрудничать и секретарство для сношения с писателями в Петербурге, о чем В. М. [Чернов] на Капри Вам говорил" (ИРЛИ,

3 Иванов-Разумник, полемизируя с марксистами, в частности с Г. В. Плехановым, писал: "Герцен был до того глубоко убежден в мещанстве как основе всего европейского уклада, что высказал еретическую мысль о том, что социализм, оставшись победителем на поле битвы, неизбежно сам выродится в мещанство <...> Эту мысль о потенциальном мещанстве социализма уразумело только поколение русской интеллигенции начала XX века, так что в этом случае Герцен на пятьдесят лет опередил свое время..." (История русской общественной мысли. СПб., [1908]. Т. 1. С. 369; см. также: Литература и общественность. СПб.: Прометей, [1911]. Т. 1. С. 123).

4 Горький имеет в виду рассказ "Три дня". В п. от 29 января 1912 г. из Специи (черновой вариант этого письма цитировался выше) Миролюбов просил Горького: "Так как журнал, о котором Вам пишет Разумник, Вы ошибочно приняли за наш журнал; - так как "организатором" нашего журнала в России является не Разумник, как Вы предположили, а Ростовцев - лицо хорошо В. М. [Чернову] известное и с Разумником даже незнакомое; - так как, следовательно, пока все остается как было договорено на Капри; - так как письмо Ваше основано на недоразумении,-- то разрешите Вашу рукопись послать в набор и ответьте мне телеграммой" (ИРЛИ, ф. 185, оп. 1, No 24).

"Три дня" в "Заветах" (телеграмма не разыскана). О получении телеграммы Миролюбов сообщил в тот же день Однако вскоре Горький изменил свое решение и потребовал вернуть ему рукопись. (Рассказ был напечатан: Вестник Европы. 1912, No 4, 5).

Раздел сайта: