Горький М. - Чернову В. М., около 18 ноября 1911 г.

Горький - Чернову

[Капри. Около 18 ноября 1911 г.]

Дорогой Виктор Михайлович!

Я тоже не чувствую в письме А[лександра] В[алентиновича] желания поправить дело, и я ответил ему так:

"Решительно отказываюсь составлять группу и брать "Совр[еменник]" "в свои руки", ибо к такому делу не считаю себя способным. Начало Вашего письма включительно до фразы "вот все, что я могу предложить" я сообщил в копии В. М. Чернову, и это все, что считаю нужным сделать в данном случае"1.

Итак, он знает, что его предложение, адресованное мне,-- известно Вам, значит при наличности желания он может говорить с Вами.

Вчера приехал какой-то бойкий парень по фамилии Недригайлов и выразил желание работать в "Совр[еменнике]", куда и был направлен мною2. Очень современен.

Сообщите В[иктору] С[ергеевичу] 3, что здесь Бунин4.

Приветствую, желаю Вам всего доброго.

А. Пешков

Вот что, В. М.,-- я попрошу Вас, пожалуйста, вычеркните мое имя под письмом в редакцию о выходе из журнала 5,-- я предпочитаю снять его без шума, ибо оный шум крайне удручает меня.

Сейчас получил почту: везде мои письма в "Киевскую мысль" и "Живое слово" и какие-то нелепые сведения обо мне6. Это - неприятно, это имеет такой вид, как будто я хочу напомнить о своем бытии, что раздражает меня.

Вычеркните, пожалуйста, существо дела от этого не изменится, а мне будет приятней и легче.

А. Пешков

Примечания

1 Горький не совсем точно цитирует свое п. Амфитеатрову (см. выше).

2 См.: Г--А, п. от 16 или 17 поября и А--Г, п. от 18 ноября 1911 г.

3 В. С. Миролюбову.

4 И. А. Бунин приехал на Капри 16 ноября 1911 г.

5 "Современника". Убедившись из дальнейшей переписки с Амфитеатровым, что тот "не желает поправить дело", Горький решил присоединиться к ним и подписал совместное письмо в редакцию о выходе из "Современника". См. п. 7, прим. 6.

6 Речь идет о письмах с протестом против напечатанных в газетах призывов к русскому обществу "подать свой голос за разрешение Горькому вернуться на родину". Так, в газ. "Киевская мысль" было помещено сообщение о том, что "Шаляпин собирает под петицией Макарову (министр внутренних дел и шеф жандармов в то время. - о разрешении М. Горькому возвратиться в Россию подписи литераторов, артистов и художников". В связи с этим Горький писал в редакцию, что "слух этот оскорбляет" его, "ибо ни Ф. И. Шаляпину, ни кому-либо иному" он не давал "полномочий ходатайствовать о позволении вернуться на родину" (Киевская мысль. 1911. No 299, 29 окт./11 ноябр.). О п. Горького в газ. "Живое слово" см.: Г--А, 29 или 30 октября 1911 г., прим. 2.

Раздел сайта: