Горький М. - Ляцкому Е. А., 14/27 марта 1913 г.

Горький - Ляцкому

[Капри. 14/27 марта 1913 г.]

Дорогой Евгений Александрович!

Вы сообщаете: "Певин и Богучарский стоят на позиции блоковой, приемлют марксизм как метод научного объяснения, но "большей определенности", в смысле уклонения к большевизму, боятся, как жупела"1.

Хотя меня очень мало интересует позиция, на которой стоят Певин и Богучарский, однако не могут не заметить, что эта позиция мне не понятна. Что значит "блоковая", с кем предполагается блок? Все это - неясно, равно как неясно, почему названные Вами лица говорят о большевизме и что побудило их говорить о нем?

Далее - Вы сообщаете чье-то мнение о Степанове: "... если он не стал менее нетерпимым, работать с ним вряд ли будет возможно".

Мне опять-таки непонятно, о какой и к чему - терпимости идет речь?

Но всего более непонятно мне, почему г. г. Певин и Богучарский говорят в тоне столь решительном и кто дал им возможность говорить в этом тоне?

С Ваших слов мне известно, что Певин не имеет права вторгаться в дело идейной организации журнала2. Вы,-- совместно со мною и Тихоновым,-- признали необходимость ввести в журнал Базарова и Степанова, как людей политически грамотных. Остается Богучарский, очевидно, это он находит, что со Степановым "вряд ли можно работать".

Позвольте, Евгений Александрович, напомнить Вам и г. Певину следующее: когда Вы, приехав на Капри, приглашали меня реорганизовать журнал, Вы не говорили мне о том, что в числе членов редакции, имеющих право голоса, находится Богучарский.

Лицо это введено в редакцию после меня и без моего ведома, а факт приглашения новых лиц в журнал без ведома моего является фактом, нарушающим мои права, с чем Вы, вероятно, согласитесь.

До сей поры я не указывал Вам на этот факт, вследствие известного отношения к Вам, но теперь, когда для Вас мнения Богучарского являются решающими судьбу журнала, я считаю необходимым сказать Вам, что Вы поступили неправильно по отношению ко мне.

Вместе с этим заявляю, что я останусь сотрудником "Современника" только при том условии, если редакция его составится так: Вы, Базаров, Степанов, Тихонов. Никакой иной комбинации я не могу принять.

за допущенные ею небрежности, не будучи повинен в них, я принужден заявить Вам, что считаю мое положение в журнале очень тягостным для себя и прошу Вас теперь же вычеркнуть в объявлении о подписке мое имя из числа лиц, участвующих в социально-политическом отделе журнала.

До поры, пока не составится новая редакция, я остаюсь в "Современнике" сотрудником, как беллетрист.

Укажу Вам еще на следующее: - Вы пишете: "настроение, которое я застал здесь, таково".

застать настроения, Вами описанного, ибо до Вашего приезда оно не могло сложиться. Певин и Богучарский могли высказаться так, как они высказались, только после Ваших сообщений о беседах на Капри.

Не могу скрыть, Евгений Александрович, что Ваша описка - "настроение, которое я застал", "настроение, которое создалось после моих разговоров с Богучарским", это Ваша маленькая описка, сильно изменяет мое отношение лично к Вам 3.

Желаю всего доброго.

А. Пешков

Примечания

1 См. п. 52.

2 К этому месту письма Ляцкий сделал примечание: "Неточно. Мною было сказано: Певин предоставляет мне всецело организацию редакции".

24 февраля 1912 г. Певин писал Ляцкому: "Многоуважаемый Евгений Александрович! Пригласив Вас с марта месяца с. г. редактировать издаваемый мною внепартийный прогрессивный журнал "Современник", настоящим письмом подтверждаю, что Вам принадлежит право как привлечения к сотрудничеству в журнале лиц, согласных с программой и общим характером "Современника", так и выбор и распределение литературного материала" (ф. 163, оп. 2, No 381).

3 В тот же день Горький писал А. Н. Тихонову: "Дорогой друг, посылаю Вам копию письма Ляцкого ко мне и копию моего ответа ему. Этот уважаемый лимон вывел меня из терпения, и я нашел необходимым сказать ему несколько теплых слов, которые или укрепят нашу позицию, или заставят нас отойти в сторонку от терпимости и прочих луж <...> Пишите, пожалуйста, обо всем и - особенно - о "Совр[еменнике)". Время - дорого, дано его нам мало, я уже две трети истратил зря, из оставшихся годов нужно сварганить что-нибудь приличное. "Совр." - в этом состоянии перманентных колебаний - очень мешает жить" (Горьк. чт.

"Беседа", Горький писал 25 мая 1925 г.: "Заранее считаю нужным сказать, что к проф. Ляцкому у меня нет ни симпатии, ни уважения. Я его давно знаю и работать с ним не мог бы" (АГ).

Раздел сайта: