Горький - Ляцкому
[Капри. 18/31 декабря 1912 г.]
Дорогой Евгений Александрович!
Посылаю вторую половину рукописи Изюмского1.
Как я уже говорил,-- литературные достоинства ее невелики, но - служебное, социальное значение - на мой взгляд - несомненно, и, если вы с этим взглядом согласитесь, я попрошу вас начать печатание этих очерков с январской книги. Впечатление, произведенное арестами гимназистов в СПБурге, еще не успеет остыть, и мы этими очерками недурно ответим настроению и детей, и отцов 2.
Я полагал бы:
выбросить всю Х-ю главу с характеристикой учителей;
XIV-я тоже, по моему мнению, излишня; очерки надобно закончить на XXI гл. - сцена объяснения Дыбина с матерью - т. е. исключив две главы, мы закончим повесть на 19-й. Разговор с автором по поводу сокращений я беру на себя.
Прошу вас,-- когда вы прочитаете рукопись и возьмете нужное для январской книги,-- пришлите мне все остальное для повторного просмотра вместе с вашими замечаниями. Последняя глава должна быть дописана, в ней не хватает "последнего слова", это уж я сам сделаю.
Засим: посылаю вам рукопись А. Семенова "Белый бурхан"3. Это весьма интересная вещь, и ее следует напечатать.
Но - автор перепутал поэму с обличительной корреспонденцией. Все, что относится к обличительному жанру, должно быть переделано в том серьезном тоне, как написана сцена поцелуя архиерейского нищему, и сообразно тем указаниям, которые даны на первых страницах рукописи. Если автор не может сделать этого сам - пусть он поручит мне.
Я пишу вам об этом потому, что адрес автора мне неизвестен, и я прошу вас узнать через Гребенщикова, кто Семенов и где он?
Было бы хорошо иметь эту вещь на февр[аль] готовой, т. е. - исправленной. Интересны в ней песни, печатать их следовало бы другим шрифтом.
Вольный кончает рассказ, кажется, успеет к январю 4.
Будьте здоровы, будьте бодры, остальное все приложится!
Беллетристика у нас будет пока не ахти какая, но - свежая, молодая, и мы ею возьмем читателя, увидите!
Крепко жму руку.
А. Пешков
31/XII 912
Скажите Гребенщикову, чтоб он прислал мне "Деревенскую знать" 5.
Примечания
1 В п. от 5/18 ноября 1912 г. Изюмский благодарил Горького: "Указания Ваши ценны и верны. Некоторые из них я и сам предвидел, но колебался сделать изменения и поправки, которые без постороннего давления становятся для самих авторов очевидными и необходимыми только с течением времени <...> Через неделю или несколько позже вышлю еще кое-что для музея" (АГ).
Повесть Изюмского "Гимназия" в "Современнике" не была опубликована.
2 кружку. 14/27 декабря 1912 г. 44 депутата IV Думы обратились с запросом к правительству по поводу этих арестов. Объяснения по запросу давал министр народного просвещения Л. А. Кассо.
3 Поэма А. Семенова "Белый бурхан" в "Современнике" не была опубликована. Напечатана в "Алтайском альманахе" (под ред. Г. Д. Гребенщикова. СПб., 1914).
4 См. п. 32. Возможно, речь идет о рассказе Ив. Вольнова "На рубеже. Этюд". Напечатан не в "Современнике", а в "Северных записках" (1913, No 1).
5 Рукопись повести Гребенщикова "Сельская знать" (у Горького - "Деревенская знать") была подвергнута Горьким суровой критике: "Ну, вот, - писал Горький Гребенщикову 14/27 марта 1913 г.,-- разнес я Вас жестоко, как Вы это и заслужили. Но не следует заключать, что повесть непоправимо плоха, нет, просто ее надобно переделать. Лучше всего - отложить ее на год, на два, пусть полежит до поры, пока Вы сами ясно не увидите ее недостатков..." (АГ). "Алексей Максимович сурово осудил большую мою работу "Сельская знать" (...) У меня там все типы, только не главное лицо. Это просто средний человек - интеллигент, обезличенный условиями сельской жизни. А А. М. требует, чтобы я ему дал индивидуальности, "хоть бородавку на нос посадил". А я как раз никакой меты, никакого клейма этому человеку и не хотел дать. Цели, судя по отзыву А. М., я достиг, а результаты плачевны: повесть осуждена на коренную переделку, на которую не подымается рука, пока я сам не стану во всем согласен с А. М. А буду ли согласен - как можно ручаться? Хоть и дерзко, а иногда своего мнения или мысли не хочется переменить ни за что" ф. 163, оп. 2, No 160).