Горький М. - Амфитеатрову А. В., июль, после 20, 1913 г.

Горький - Амфитеатрову

[Римини. Июль, после 20, 1913 г.]

Вы думаете я на Капри, а я вот уже семь раз Рубикон перешел взад-вперед, и это вовсе не трудно, и напрасно Юлий Цезарь шум поднимал, и камень поставил на базаре Римини тоже напрасно - кстати: камень плохой!

На днях отсюда сбегу в другое место, потом опять сбегу в третье, а - глядишь, и к вам попаду!1

Всё может быть! Всё! Балканские события доказали это2.

Еду ли я в Россию? Все спрашивают об этом - т. е. все знакомые и друзья. Кажется - еду, когда - не решил3.

Это предприятие, между нами говоря, жуткое, не в тех смыслах, что Грузенберг обещает процесс по 73-й4 -- нет, конечно! А чувствую я, что лежит на мне большущая ответственность за каждое слово и - вы понимаете, дорогой друг, как естественен некий священный трепет? Вот и вы тоже возлагаете ношу на рамена мои - сдержу ли я? Вы, я знаю, почувствуете, что здесь не вопрос личный, а нечто неизмеримо большее.

И я готовлюсь к переезду на Русь с великим тщанием, с большой душевной мукой, все время выпаривая из себя разные пустяки.

Крепко жму руку, будьте здоровы. Скоро увидимся.

А. Пешков

Примечания

Датируется по времени пребывания Горького в Римини и сопоставлению с письмами Горького к Е. П. Пешковой. См. ниже.

1 В связи с ухудшением состояния здоровья Горький 11 июля 1913 г. уехал на север Италии. Был в городах: Болонья, Падуя, Римини, Венеция, Верона, Винченца, а также в Риме, Неаполе.

В Римини Горький приехал из Болоньи 14 июля 1913 г. См. его телеграмму Е. П. Пешковой от 14 июля 1913 г. (Арх. Г. Т. IX. С. 150).

24 июля 1913 г. Горький писал Пешковой из Римини: "Очень радует меня, что здоровье быстро восстанавливается, да и все вообще - недурно <...> Я отсюда, м. б., скоро уеду, но еще не решено - куда" (Там же. С. 150--151).

25 июля Горький телеграфировал Пешковой из Римини: "Больше писем не посылайте" (Там же. С. 51).

2 29 июня 1913 г. началась вторая Балканская война, вызванная обострением противоречий в лагере стран, объединившихся в 1912 г. в Балканский союз и воевавших в первую Балканскую войну против Турции. На этот раз Сербия, Греция, Румыния, Черногория выступили против Болгарии, к ним присоединилась Турция.

3 См.: Г--Гр, п. 20.

4 Предположение Грузенберга вскоре оправдалось. 20 июля/2 августа 1913 г. Петербургская судебная палата постановила оставить в силе "со всеми его законными последствиями" розыск через публикацию А. М. Пешкова (Горького), обвиняемого по ст. 73 (богохульство. - Ред.) "Мать" в XVIII "Знания" (ЛЖТ. Вып. 2. С. 369).

Раздел сайта: