Горький М. - Амфитеатрову А. В., 17 октября 1911 г.

Горький - Амфитеатрову

[Капри. 17 октября 1911 г.]

Дорогой Александр Валентинович!

Сейчас не могу ехать в Рим1, застигнут предложением вашим на самом интересном месте, интересном и опасном.

Посылаю рукопись2, письмо на имя Лидии Петровны3, письмо Ясинского Зиновию, присланное - почему-то - на мой адрес и на мое имя4 вместе с другим письмом, кое тоже сообщаю вам в копии5. Вот у меня и создался "инцидент".

Для "Совр." думаю написать "Дневник никудышника", герой - "человек, который выдумал себя", и выдумка эта пожрала его. Много места посвящу описанию тех физических условий, среди коих слагается психика никудышников6.

Намерение: приласкать человека; конечно,-- дрянь ты, милый, но - согласен - жизнь твоя трудная! Однако - ты дрянь, голубчик!

Думаю, что напишу весело, так что, хотя будут слезы, но и смешному - простор.

После Парижа, значит, увидимся? Ой, как это хорошо будет!

Ну - с богом!

А насчет денег - не очень давите издателя-то!

Вы уж вон как: министерский кризис!

Китайцы-то, а? Ох скоро нас бить будут!7

Всего хорошего вам!

Подарите мне Эйфелеву башню. Купите и подарите. Ее продадут дешево, она безобразней того, что сказано о ней Мопассаном8. А мне - годится. Поставлю ее тут и буду залезать от посетителей - на-ко возьми меня!

А. Пешков

Ф. Райлян - редактор-издатель журнала "Свободным художествам"9, сам - художник и автор, кажется, всех академических скандалов, наиболее громких. Его имя связано также и с недавним самоубийством пейзажиста К. - забыл фамилию10

Да, "Трупом" торгуют бойко. Вот-те и вегетарианцы.

Но - боже мой! - как мало - все-таки - уважается даже огромное имя, великая работа Толстого! И как тяжко читать глаголы Юшкевичей, Нилусов, Федоровых - снисходительные их глаголы! " Воистину нехорошо!

А. П.

Примечания

Датируется по содержанию (см. прим. 1) и сопоставлению с п. Амфитеатрова от 15 октября 1911 г. В п. от 23 ноября 1911 г. Амфитеатров сообщал Горькому, что получил это письмо "перед самою парижскою поездкою, следовательно, 5 недель тому назад".

1 "Ал[ександр] Вал[ентинович] думает отправиться завтра с сыном в Рим дня на 2 или 3; а затем, захватив на обратном пути Ил. Вл., поехать с ними на недельку в Париж. Если это состоится (что узнается еще сегодня из ответной депеши Горького), то между 18 и 28 октября я буду жить здесь в состоянии относительного одиночества..." (ЦГАОР, ф. 9104, оп. 1, ед. хр. 2, л. 4).

2 Очерк "Писатель" ("Н. Е. Каронин-Петропавловский").

3 Л. П. Пешкова.

4

5 В п. Горькому от 23 ноября 1911 г. Амфитеатров сообщал, что "никакой копии в письме не оказалось".

По-видимому, имелось в виду п. Ясинского Горькому от 27 сентября /10 октября 1911 г., написанное по поводу отказа Горького сотрудничать в журн. "Новая жизнь" в связи с предстоящей в нем публикацией повести Ясинского "Болезнь Арланова". Ясинский просил разрешения напечатать письмо Горького в редакцию журнала, воспринятое им как "запрещение" печатать повесть (АГ). Отвечая Ясинскому 3/16 октября 1911 г., Горький писал: "Лично я - не имею ничего против опубликования письма, посланного мною редакции журнала "Новая жизнь".

"Вы запретили печатать мою повесть" - протестую. Запрещать я не имею права и не имел желания, я просто заявил редакции, что не считаю для себя удобным печататься в одном издании с Вами" (XXIX, 197).

Копию п. Ясинского Горький приложил также к своему п. П. А. Берлину, одному из редакторов журн. "Новая жизнь", в котором писал: "... и Вы, и г. Архипов, приглашая меня сотрудничать в "Новой жизни", должны были предвидеть возможность приглашения г. Ясинского в сотрудники Вашего журнала" (Там же. С. 197).

6 "Дневник никудышника" - одно из названий задуманной Горьким в это время повести.

О "никудышниках" Горький писал в ст. "Разрушение личности", имея в виду интеллигенцию 80-х годов: ""Радикалы" превращались в "непротивленцев", "культурники" в "никудышников",-- и один из честнейших русских писателей, святой человек Николай Елпидифорович Петропавловский-Каронин говорил, конфузливо потирая руки:

- Чем им поможешь? Ничем не поможешь! Потому что как-то не жалко их, совсем не жалко?" (XXIV, 56).

"рост "лишних", "никудышных", "никчемных", "ненужных" людей"-- распространенное явление в России (Там же. С. 77).

7 10 октября 1911 г. в Китае захватом повстанцами г. Учана началось возглавленное Сунь Ятсеном революционное движение, получившее название Синьхайской революции, которое носило антифеодальный характер. Русские газеты систематически печатали сообщения о ходе событий в Китае. В большевистской легальной газ. "Звезда" была введена специальная рубрика "Революция в Китае", которая открывалась ст. В. Д. Бонч-Бруевича "Проснувшийся дракон" (Звезда. 1911. No 26. 23 окт./5 нояб.). Журн. "Современник" откликнулся на происходящее в Китае ст. Павловича "Великая китайская революция" (кн. 11), в которой анализировался социальный характер революции и освещалась деятельность ее вождя Сунь Ятсена. Основываясь на первых сообщениях о китайских событиях, Горький предполагал, по-видимому, еще большее, чем это было в начале года, обострение отношений между царским правительством и Китаем. На Шестой (пражской) всероссийской конференции РСДРП (состоялась 18--30 янв. 1912 г.) была принята специальная резолюция "О Китайской революции", в которой говорилось: "Конференция, ввиду кампании правительственных и либеральных ("Речь") газет, пропагандирующих - в интересах российских капиталистов - отторжение от Китая, пользуясь революционным движением в нем, пограничных с Россией областей, - констатирует мировое значение революционной борьбы китайского народа, несущей освобождение Азии и подрывающей господство европейской буржуазии, приветствует революционеров-республиканцев Китая, свидетельствует о глубоком воодушевлении и полной симпатии, с которой пролетариат России следит за успехами революционного народа в Китае, и клеймит поведение русского либерализма, поддерживающего политику захватов царизма" (КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 1, с. 344). Свою солидарность с революционным движением в Китае Горький выразил в п. к Сунь Ятсену от 25 октября 1912 г. (XXIX, 275-276).

8 Подразумеваются очерки "Бродячая жизнь", в которых Мопассан писал о том, что "бежал из Парижа и даже покинул Францию", так как не мог переносить Эйфелеву башню - "эту высоченную и тощую пирамиду железных лестниц, этот остов безобразного великана" (Полн. собр. посмертных произведений Гюи Де Мопассана и соч. небеллетристические. Дополнительный тринадцатый том к изд. Ф. И. Булгакова и Н. Н. Дунаева. СПб.: изд. Ф. И. Булгакова, 1907. Т. 13. С 600, 601).

9 "Свободным художествам. Ежемесячный иллюстрированный художественно-литературный и научный журнал". Издавался Ф. Р. Райляном в 1910--1913 гг.

10 "Весенняя выставка в Академии художеств" (Против течения. 1911. No 20. 12/25 марта).

11 Горький имеет в виду публикацию А. Ара в газ. "Одесские новости" (1911, No 8530, 28 сент./11 окт.). в которой приводятся высказывания о пьесе "Живой труп" С. С. Юшкевича: "Если бы меня спросили, представляет ли собой "Живой труп" шедевр,-- я бы затруднился ответить. Произведение это ничем не замечательно..."; А. М. Федорова: "И пленяет не глубина замысла, не новизна и оригинальность характеров, а то обаяние, которое разлито где-то между строк. Несомненно, конечно, что Толстой имел основание быть недовольным этим произведением"; художника и писателя П. А. Нилуса: "И если вы меня спросите, есть ли это свойство пленять в "Живом трупе", я скажу: вероятно меньше, чем в других вещах".

Раздел сайта: