Горький М. - Амфитеатрову А. В., 4 или 5 сентября 1911 г.

Горький - Амфитеатрову

[Капри. 4 или 5 сентября 1911 г.]

Дорогой Александр Валентинович.

Денег - не получил.

За Павловича - рад. Был уверен, что его статьи понравятся.

Рад также Михайловым, Романовым, Антоновым, Тараканово-Тимофеевым и Вечевым - ура!1

Хорошо бы Чернову заняться Гершензоном2, а вам - Шестовым. Сии двое очень достойны внимания вредоносностью своей, особенно - Шестов. Весьма рекомендую его книги о Толстом - Достоевском. Последнего разносит, включительно до обругания дураком, уличая попутно Н. К. Михайловского во лжи 3.

А что - много еще манифестов будете печатать? Зададут вам за них, если вы не поспеете оправдать заявлений ваших громогласных4

Некто Иткин спрашивает о судьбе своей рукописи "Легенда о Джакопо Виллари" 5.

Тихонова отзыв о "Соврем[еннике]" читали?6

Пишу, яко бешеный7.

Жму руку.

Примечания

На обороте листа в правом углу рукою Горького написано: "С. Иткину" (зачеркнуто красным карандашом).

Датируется по п. Амфитеатрова от 7 сентября 1911 г.

1 Помимо И. Михайлова и А. Антонова, Горький называет авторов кн. 7 "Современника" - Ив. Тараканова (рассказ "Один в природе"), Б. Тимофеева (рассказ "Последний приют") и Чернова, статья которого "На современные темы" ("посвященная министерскому кризису") была напечатана под псевдонимом Я. Вечев в разделе "Дела и дни". Горький упоминает также писателя Пантелеймона Сергеевича (1884--1938), рукопись которого "Отец Федор" была прислана ему Л. Шестовым, в то время как рассказ был напечатан в журн. "Русская мысль" (No 7). См. п. Горького Миролюбову от 12 августа 1911 г. (XXIX, 173).

2 Михаил Осипович Гершензон (1869--1925) - историк литературы и общественной мысли, участник сб. "Вехи". Ст. Гершензона "Творческое самосознание", напечатанная в этом сборнике, вызвала ряд критических высказываний Горького в его статьях и письмах В. Г. Короленко (XXIX, "точки зрения социально-педагогической" выступлении Гершензона, "рекомендовавшего штыки для воспитания чувства государственности в русском народе" (XXIX, 186).

Книги Гершензона по истории русской общественной мысли, в которых отразились идеалистические воззрения их автора, - "История молодой России" (М., тип. И. Д. Сытина, 1908), "П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление" (СПб., тип. М. М. Стасюлевича, 1908) и др. - испещрены пометами Горького (ЛБГ) (Описание).

3 Лев Шестов (псевдоним Льва Исааковича Шварцмана) (1866--1938) - философ-экзистенциалист, литературный критик. Философские воззрения первого периода его деятельности характеризовались крайним пессимизмом, иррационализмом, идеей трагического одиночества человека перед лицом всеобщей бессмысленности существования, отрицанием общественных и этических идеалов. Философское credo Шестова выразилось, например, в его кн. "Апофеоз беспочвенности" (1905).

ЛБГ) "Добро в учении гр. Толстого и Ф. Нитше. (Философия, и проповедь)" (СПб., тип. М. М. Стасюлевича, 1900) и "Достоевский и Нитше. Философия трагедии" (Собр. соч. 2-е изд. СПб., изд-во "Шиповник", [1911]. Т. 3) (с пометами Горького) (Описание).

В кн. "Достоевский и Нитше" Шестов отождествляет позицию Достоевского с позицией его героя - человека из подполья, который осознал, что "победить идеализмом свои несчастья и сомнения - невозможно" (с. 92). В этом утверждении Шестов усматривает отражение эволюции самого Достоевского: "Достоевскому стыдно вспомнить, что он когда-то сам был идеалистом. Он хотел бы отречься от своего прошлого и, за невозможностью обмануть себя, старается представить себе свою недавнюю жизнь в ином свете, придумывает себе смягчающие вину обстоятельства" (Там же, с. 93). В подтверждение цитируются "Записки из подполья": "У нас, русских, вообще говоря, никогда не бывало глупых, надзвездных немецких, и особенно французских, романтиков, на которых ничего не действует, хоть земля под ними трещи, хоть погибай вся Франция на баррикадах - они всё те же, даже для приличия не изменяются и всё будут петь свои надзвездные песни, так сказать, по гроб своей жизни, потому что они дураки. У нас же, в русской земле, нет дураков...". "Уж будто у нас нет "дураков"! - восклицает Шестов по этому поводу, напоминая о раннем периоде творчества Достоевского. - А кто по ночам воспевал Макара Девушкина? Кто обливался слезами над Наташей даже в ту пору, когда земля уже трещала под ногами? Увы, этих страниц прошлого не вытравить из памяти, сколько ни хитри. Из всех наших романтиков Достоевский был самым мечтательным, самым надзвездным, самым искренним" (Там же. с. 93--94; слова, выделенные разрядкой, отмечены Горьким на полях красным карандашом).

Рассуждения Шестова о Н. К. Михайловском (авторе известной статьи о Достоевском "Жестокий талант") сводятся к тому, что перед лицом трагической реальности его отвлеченные идеи гуманности и добра - лишь обман. Горький отметил на полях следующее высказывание Шестова: "Но Н. К. Михайловский один из тех счастливых избранников, которым дано всю жизнь служить идеям. Таким людям и идеи служат, оберегая их от ужаснейших переживаний" (Там же, с. 91).

4 "Манифестами", т. е. программными статьями "От редакции", открывались кн. 1 и 7 "Современника".

В кн. 7 говорилось: "Ввиду расширения нашего редакционного круга мы считаем полезным повторить пред читателями некоторые положения нашей программы, придав им более твердое и определенное развитие, чем успели мы сделать это в январе" (с. I--II). Однако изложенная здесь "программа" оставалась столь же неопределенной и аморфной. Например, политические задачи издания характеризовались следующим образом: "В политике у нас есть заветная мечта - объединение всех тех сил, которые ныне так разрозненно борются за один и тот же, дорогой нам. общественный идеал - за царствие труда" (с. IV).

Горький отнесся к этому манифесту резко отрицательно.

5 Семен Григорьевич Иткин "Русское богатство". В 1912 г. жил на Капри. Упоминаемое произведение в "Современнике" не было напечатано.

6 О каком отзыве идет речь, неизвестно.

7 Горький спешил закончить работу над последней (IV) частью "Жизни Матвея Кожемякина".

Раздел сайта: