Горький М. - Амфитеатрову А. В., вторая половина апреля, до 22, 1911 г.

Горький - Амфитеатрову

[Париж. Вторая половина апреля, до 22, 1911 г.]

Сижу у Е[катерины] П[авловны] - вдруг является большой и сочный индивидуй - я, говорит, Тотомианц1. Верно ли, что Амф[итеатров] едет в Неаполь и Испанию? И как раз в этот момент - ваше письмо!2 Я подтвердил Тотовы сомнения: едва ли можно вас видеть на сей земле!

А к вам я не заеду, не имею на сие времени3. На Капри еду обязательно к 22, жду вас к тому же дню4. Ехать вместе? Устраивайтесь. Имею остановиться в Риме5 и Орвиетто.

Жму руку

А. Пешков

Зина, который со мной, кланяется.

Примечания

Датируется по содержанию и времени отъезда Горького из Парижа (прим. 4).

1 В. Ф. Тотомианц.

2 Упоминаемое п. Амфитеатрова не разыскано.

3 В Париже Горький был занят рядом литературно-организационных дел. Особенно большое значение имела встреча Горького с В. И. Лениным. "... Я увидел его в Париже, в студенческой квартирке из двух комнат <...> - вспоминал Горький в очерке "В. И. Ленин". - Тогда разваливалось "Знание", и я приехал поговорить с Владимиром Ильичей об организации нового издательства, которое объединяло бы, по возможности, всех наших литераторов. Редактуру издательства за границей я предлагал Владимиру Ильичу, В. В. Воровскому и еще кому-то, а в России представлял бы их В. А. Десницкий-Строев.

Мне казалось, что нужно написать ряд книг по истории западных литератур и по русской литературе, книги по истории культуры, которые дали бы богатый фактический материал рабочим для самообразования и пропаганды.

Но Владимир Ильич разрушил этот план, указав на цензуру, на трудность организовать своих людей <...> Но главный и наиболее убедительный для меня довод его был приблизительно таков:

- Для толстой книги - не время <...> Нам нужна газета, брошюра <...> нам нужно бросить в массы десятки, сотни тысяч листовок <...> Подождем с издательством до лучших времен" (20, 19--20).

4 22 апреля Горький уехал из Парижа в Рим. На Капри вернулся 25 апреля. Возвращаясь на Капри, Горький ненадолго заехал в Феццано с Черновым обещая вскоре вернуться туда вместе с Миролюбовым (п. Лопатина Бурцеву от 30 апреля 1911 г. - см. сообщение Е. Г. Коляды "О Горьком и Лопатине...") для обсуждения вопроса о формировании коллективной редакции "Современника", куда вошли Чернов (см.: Г--Ч) и Миролюбов. Впоследствии на редакционное совещание в Феццано приехал только Миролюбов.

5 В Риме 24 (?) апреля Горький посетил международную художественную выставку (ЛЖТ.

На художественной выставке в Риме были представлены "все страны Европы, Соединенные Штаты С. Америки, Аргентина, Китай, Япония и др. <...> Выставка расположена в главном дворце искусств и в 11-ти павильонах, рассыпанных по Винья Картони" (Международная художественная выставка 1911 г. в Риме: Очерк с планами выставок и г. Рима. М.: изд-во "Образовательные экскурсии", 1911. С. 26).

Горький писал художнику С. М. Прохорову, что на него произвели сильное впечатление работы испанских художников - Игнасио Сулоага (1870--1945) и Эрменхильдо (1872--1959), а также хорватского скульптора Ивана Мештровича (АГ).

Этой выставке в кн. 6 "Современника" была посвящена специальная ст. "Римская международная художественная выставка" за подписью Э. X. В статье отмечалось, что достоинством выставки являлось ознакомление "с нарождающимися национальными школами стран, до сих пор еще не успевших заявить о себе своим участием в общей художественной жизни <...> Дания, Норвегия, Венгрия, Сербия и многие другие страны дали все, что имеют". См. также: Г--А, п. от 9 или 10 октября 1911 г., прим. 5.