Горький М. - Амфитеатрову А. В., между 28 и 31 января 1911 г.

Горький - Амфитеатрову

[Капри. Между 28 и 31 января 1911 г.]

Предлагаю вниманию вашему:

драму Петко Тодорова и статью о нем Миролюбова1;

речь Сергея Карцевского о Толстом2;

три "лирики" И. Вольного3, автор только что прибежал из Сибири, ибо начальство хотело привезти его оттуда в Россию "и повесить!"4. Удивительно симпатичный парень, серьезный, кажется, способный. Был сельским учителем, с. -р.

Татарам написал в Константинополь и Уфу, ответов еще не имею5.

"Наши преступления" завтра пришлю, дома нет их. "Бялорусский" язык - не весьма удобочитаем, но - для меня суть не в нем, а в том, что и этот забитый народ желает "людьми зваться".

В февр[альской] книге "Сов[ременного] мира" пойдет давно обещанная этому журналу моя заметка о "писателях-самоучках", где это стремление "зваться людьми" я очень подчеркиваю, возлагая на оное великие надежды 6.

Дорогой мой друг! Вы - пятый прислали мне сообщение о коленопреклоненном пении гимна Федором. Нестерпимо больно и обидно читать, как гений русский - гений народный! - холопствует пред мерзавцем. Стар я, видимо, и очень тяжело переношу такие гнусности.

Писать Федору - не буду, я давно уж не пишу ему. А посвящение с "Исповеди" сниму7 и впредь живым людям книг посвящать не буду, разве - мертвому кому, ибо "мертвии" не токмо "срама не имуть", но и сотворить оный не могут8.

Тяжко, милый Ал. Вал.! Экая несчастная страна!

Будьте великодушны, напишите "Совр.", чтобы в тех случаях, когда я буду просить высылать куда-либо журнал за мой счет,-- делали бы это!

Статью о самоучках пришлю вам на предмет прочтения и буду просить усердно: киньте в публику мысль о необходимости организации в России о-ва для помощи писателям-самоучкам. Это, ей-ей, надобно и давно пора устроить9.

Подумайте - скольким Кольцовым и Никитиным может быть облегчена жизнь работою такого о-ва!

Желаю доброго здоровья, бодрости духа и всего, всего хорошего.

А. Пешков

Примечания

Датируется по сопоставлению с п. Амфитеатрова от 20 января и 2-5 февраля 1911 г.

1 Крыстева (1866--1919). Пьеса П. Тодорова "Строители", как и упоминаемая статья о ней Крыстева-Миролюбова, в журн. "Современник", напечатана не была. Возможно, публикации пьесы помешал ее плохой перевод на русский язык. "Я послал Вам,-- писал Р. П. Аврамов Горькому 28 ноября 1911 г., - l 1/2 года тому назад пьесу Петко Тодорова (перевод с болгарского) "Строптень" ("Строители"). Не найдете ли рукопись ее у Вас на Capri? Автор требует ее обратно, а я совсем не помню, возвратили ли Вы ее мне или нет. Отзыв о ней Вы прислали мне, но рукопись, кажется, осталась у Вас" (АГ). Отзывом Горького о пьесе "Строители" АГ не располагает. Позже, 26 сентября 1912 г., Тодоров вновь выслал Горькому драму "Строители" (в пер. B. Язвицкого). О своей пьесе Тодоров писал М. Ф. Андреевой значительно позже - 5 мая 1913 г.: ""Строители" - моя первая вещь, там есть легкоисправимые шероховатости, но она показывает всю трагедию моего народа с момента, когда он вступил в сознательную жизнь" (М. Ф. Андреева. С. 249).

Переписку Горького с Тодоровым и Крыстевым см. в кн.: Арх. Г. Т. VIII. C. 146--151.

2 от 11 января и середины января 1911 г. С. Карцевский просил содействовать опубликованию этой речи в каком-либо журнале (АГ).

3 Иван Егорович Вольнов (псевдоним Иван Вольный) (1885--1931) родился в семье крестьянина, окончил учительскую семинарию, после чего преподавал в сельских школах Орловщины. С 1903 г. член партии эсеров. За покушение на мценского исправника был заключен в тюрьму, затем сослан в Енисейскую губернию, откуда бежал за границу в октябре 1910 г. Вернулся в Россию в 1917 г., участвовал в гражданской войне. Жил в родном селе Богородицком Куракинской волости Орловской губернии. В 1919 г. был арестован, но освобожден в результате вмешательства В. И. Ленина и Горького (В. И. Ленин. МИ, I. Вскоре после смерти Вольнова Горький написал воспоминания о нем - "Иван Вольнов". На Капри Вольнов приехал из Швейцарии в январе 1911 г.

Горький выслал Амфитеатрову три стихотворения в прозе - "Три грезы" - Вольнова (Современник. 1911. Кн. 2). "... Затесавшись на Капри,-- писал Вольнов в автобиографии, - показал Максиму Горькому то, что я писал в Цюрихе. Все приставал к нему с вопросом, следует ли мне писать дальше. Просил, чтобы "честно" мне ответил. Горький ласково обходил вопрос, щадя мое самолюбие. Все, что я показал ему, было плохо. Но напечатал это в амфитеатровском "Современнике" за 1911 год. Амфитеатров впихнул туда немало и отсебятины. Это мои первые шаги" (Клейнборт Л. М. Очерки народной литературы. 1880--1923 гг. Л., 1924. С. 149).

4 "Иван Вольнов" (20, с. 324--325).

5 В Константинополе находился Гаяз Исхаков. Кому писал Горький в Уфу - неизвестно.

В ст. "О писателях-самоучках" (Современный мир. 1911. No 2) Горький отметил "быстрый рост татарской прессы и литературы в России", "культурную работу татарской интеллигенции в Казани, Симферополе, Уфе, Баку" (XXIV, 135).

6 Строчка из стихотворения Янки Купалы "А кто там идет по болотам и лесам...", которое Горький цитировал в ст. "О писателях-самоучках": "А чего ж теперь захотелось им,//Угнетенным века, им, слепым и глухим?// Людьми зваться".

7 "Исповедь" была посвящена Шаляпину. Своего намерения снять посвящение Горький не осуществил.

8 "Мертвые срама не имут" - слова киевского князя Святослава перед сражением с греками в 970 г.

9 Общество для помощи писателям-самоучкам не было создано. См. также: Г--СМ, п. 8.

Раздел сайта: