• Наши партнеры:
    Не пропускай видео с нашими девушками.
    https://lovechart.ru сайт знакомств loveplanet ru. Обзор сайта знакомств loveplanet.
  • Горький М. - Амфитеатрову А. В., середина июня 1909 г.

    Горький - Амфитеатрову

    [Капри, Середина июня 1909 г.]

    Дорогой мой А. В. - письмо Винниченка - цветочки1, то ли еще будет! Жду всяческих и всевозможных заушений, оплеваний и т. п. экзерсисов. С одной стороны - так и надо! с другой же - при высочайшей интеллектуальности нашей - вы подумайте, какое огромадное наслаждение писателю в ухо дать!

    Но - повторю - по делам! Не будучи груздем - не лезь в кузов, будучи же писателем - в торговлю не суй нос! Так-то.

    Ожидаю вас.

    И Пятницкого.

    Денег.

    Галлееву комету.

    Европейской войны.

    Полон надежд, как видите.

    И когда мне плохо - я превосходно чувствую себя. В сущности, моя природная профессия - плохая жизнь. Факт.

    А. Пешков,

    специалист по тяжелой жизни и известный любитель скучных недоразумений.

    Примечания

    Датируется по времени публикации "Открытого письма" Винниченко Горькому.

    1 "Открытое письмо" Винниченко Горькому (опубл. на украин. яз.: Рада. 1909. No 119. 28 мая/10 июня). В нем содержались клеветнические выпады против Горького, обвинявшегося в недобросовестном отношении к присылаемым ему рукописям.

    Как видно из переписки Горького с Винниченко (АГ), вначале Горький доброжелательно относился к малоизвестному украинскому писателю и намеревался издать его произведения в "Знании". 12 апреля 1909 г. (из Парижа) Винниченко послал на отзыв Горькому пьесу "Базар", которую Горький подверг резкой критике (в письме иронически: "в торговлю не суй нос!"). "Талантливый вы человек, Влад[имир] Кирилл[лович],-- писал Горький Винниченко 17 апреля 1909 г.,-- но черезмерно любите парадоксы - мне это кажется весьма печальным, особенно когда вы выдвигаете на сцену такой опасный парадокс, как в вашем "Базаре": "Всякая красивая женщина для мужчины - кто бы он ни был - самка" - таков ваш тезис? Чтобы защитить его, вам пришлось сделать почти всех людей, окружающих Марусю, скотами. А люди эти революционеры. Положим, за последнее время и с-дек Вересаев и с-ер Савинков всячески сдирают с русского революционера романтические идеальные покровы, но я не могу считать их спор с русской историей победоносным для них - не могу! И буду рассматривать эту размолвку с действительностью как борьбу индивидуализма, возрождающегося для последней, предсмертной судороги, с тою творческой, новой силой, коя скоро и навсегда придушит его. Революционеры ваши - не социалисты, заметно вам это? Лучший из них, т. е. наиболее удавшийся вам, Маркович, рассуждает на четвертой странице более чем странно. Ради того разве идут люди в массу, чтобы выжать из нее "социальную слезу?" К чему она, эта слеза, и какой в ней смысл? И весь Маркович, как типичный для вас представитель идеи "лавочки" и "базара", подчеркнут вами излишне, с некоторой враждебностью, мне непонятной. Вообще я не понимаю вашей пьесы, должно быть. А потому воздержусь лучше от дальнейших суждений о ней. Мне не хочется ставить вас в ряд с Вересаевым и другими ликвидаторами революции. Я позволю себе посмотреть на ваш труд как на недоразумение ваше, как на ошибку. Всего доброго! Вертайтесь-ко в Россию, и да будет вам благо!

    Человек вы даровитый и, вероятно, найдете в себе сил выбраться из той пучины, которая, мне кажется, одолевает вас.

    Жму руку.

    Не сердитесь.

    А. Пешков" (АГ).

    "Действительно,-- заявлял он,-- я несколько иначе понимаю пути к социализму <...> взгляд мой не будет взглядом идолопоклонника перед идолом своим. "Его величество" - пролетарий всероссийский,-- как когда-то преклонялись с-дк, не найдя другой формы, как раболепие..." (АГ).

    П. Винниченко только подтвердило его ренегатство, а тон не мог не оттолкнуть Горького. В следующем письме, от 5 мая 1909 г., Винниченко грозил предать гласности отказ Горького издавать его книги в "Знании". Осуществлением этой угрозы явилось клеветническое "Открытое письмо". Горький решил оградить себя от выпадов, подобных "Открытому письму" Винниченко, и написал по этому поводу Пятницкому: "Константин Петрович - посылаю рукописи, бывшие у меня; рассмотрев их, будьте добры ответить авторам как найдете нужным. Распорядитесь в конторе, чтобы впредь мне никаких рукописей не посылали. Прошу поместить в газетах прилагаемое объявление, поместить надо на первых страницах. Сделать это необходимо, ибо вслед за Винниченко начнут, вероятно, и другие авторы печатать оскорбительные письма" (Арх. Г. Т. IV. С. 271, 387).

    В начале века: Горький и символисты. Киев, 1978. С. 260--264.

    Раздел сайта: