Горький М. - Амфитеатрову А. В., июль, не позднее 22, 1908 г.

Горький - Амфитеатрову

[Капри. Июль, не позднее 22, 1908 г.]

Дорогой Александр Валентинович!

Огромная благодарность за Веселовского - это драгоценный подарок! - но - довольно! - не развращайте меня, ибо - жаден до книг, свирепо жаден!

Сообщите же, сколько должен я вам. На днях явится Пятницкий1, привезет денег, и я бы хотел выслать вам долг, ибо вы, видимо, не оторветесь от вашей Cavi никогда более.

Ох! Прочитал я Айзманову пьесу2, гласно, читал и безгласно - не удалась ему пьеса! Тяжко огорчать его, а что сделаешь? Для таких пьес прошло время. Вот и "Саббатей Цеви" - тоже не удался Ашу3. Для таких сюжетов - нужно много таланта и - тонкую, яркую форму. И - знаний, знаний! Утешьте Д[авида] Я[ковлевича] и не советуйте ему заходить в историю, ибо эту хаотическую область нельзя посещать между прочим, по дороге, наспех.

Всего вам доброго!

Жду вашу книгу "Против течения" - читая корректуры, хохотали всей колонией. Вовремя явится эта книга! Вижу ее веселое, умное лицо за стеклами витрин - улыбается оно и говорит: здравствуйте, шарлатанщики!

И погибе память их - без шума. Недолго прожили, худосочные! 23-й сборник - видели? Эта книжка мне нравится!4 Питательно.

Поклоны

А. Пешков

Примечания

Датируется по следующему письму.

1 См. п. 34.

2 Речь идет о пьесе Айзмана "Светлый бог" (написана в 1908, изд. в 1914 г.). В основу ее сюжета положена легенда о религиозном еврейском просветителе и реформаторе церкви XIV в., жившем в Испании. Пьеса проникнута декадентскими настроениями. В п. к Пятницкому Горький сообщал: "Отказался принять пьесу Айзмана на тему Саббатея-Цеви, но еще хуже" Т. IV. С. 259).

Свой отказ Горький также мотивировал в п. к Айзману. См.: МИ. Т. II. С. 384.

3 Шолом Аш "Саббатей-Цеви" (1907) - о еврейском лжемессии XVII в., проникнутой религиозными настроениями. Горький писал об Аше Пятницкому: "На мой взгляд, это самый даровитый из современных писателей-евреев <...> В нем есть тяготение к общечеловеческому" (Арх. Г. Т. IV. С. 253). В ЛБГ хранится Собрание сочинений Ш. Аша (М.; Л., изд-во ЗиФ, 1929--1930, т. 5 и 7) с пометами Горького

(Описание).

4 сб. "Знания" (СПб.. 1908), в котором были напечатаны "Исповедь" Горького с посвящением Шаляпину. "Сказки земли" Гусева-Оренбургского с посвящением Е. П. Пешковой, "В старой лавре" А. Золотарева. По-видимому, Горький объединил эти произведения с "Исповедью", считая, что они близки ей по теме духовных исканий современного русского человека, а также мотивам "богостроительства". Посылая повесть в "Знание", Горький писал Пятницкому: "Дорогой друг - было бы страшно хорошо поместить рядом с "Исповедью" и Гусева, и Золотарева. Сборник будет дорог? Убавьте на треть мой гонорар. Надо ждать, что такой сборник разойдется широко" Т. IV. С. 247).