Горький М. - Амфитеатрову А. В., конец января, до 30, 1907 г.

Горький - Амфитеатрову

[Капри. Конец января, до 30, 1907 г.]

Дорогой Александр Валентинович!

Рейснера издавать не будем1 - и места нет, и отдел новый заводить не хотим, и, наконец, несвоевременно. Книг теперь не покупают. "Знание" издало их около 5 миллионов и пока принуждено остановиться. Две книги уже конфискованы, ждем продолжения2. Книжные магазины не платят, посылки - арестуются жандармами, и вообще - дела не веселят.

"Муха" - спит3, ибо теперь зима. А Давид Яковлевич написал истерическую вещь, которая для меня, после "Тернового куста"4, явилась неожиданностью горестной и тяжелой. Длинно, разбросанно, бессильно и - что-то воющее. Страшно раздражает.

Советуйте ему не печатать эту вещь, право. Если деньги нужны, я найду, но повесть пускай он отложит пока. Он способен на крупное, и ему не след разбиваться в такой интеллигентщине.

А какая манера, какой язык! Не просто, не ярко, шероховато и даже есть "недра глубины".

Жму вашу руку. Кланяюсь

А. Пешков

Примечания

XXIX, с. 5--6).

1 Речь идет о рукописи кн. М. А. Рейснера, которую он предлагал издать в "Знании". "Книга эта посвящена вопросу изучения государства как идеологии <...> Заглавие ее "Государство и его элементы. Опыт социально-психологического исследования"", - писал он Горькому и просил содействовать скорейшему изданию его книги, которую рассматривал как пособие для студентов, слушающих курс лекций "Общее учение о государстве" (АГ).

2 Воссоздавая историю издания марксистской литературы в "Дешевой библиотеке" "Знания", Пятницкий сообщал: "Началась реакция. На марксистские брошюры посыпались конфискации. В "Дешевой библиотеке" было конфисковано 16 книжек. Продажа других приостановилась. Рассылались специальные циркуляры с запрещением приобретать наши издания в библиотеки <...> Общая стоимость конфискованных брошюр по номиналу составляла 43 287 р. <...> Как только судебная палата выносила приговор: "Книгу уничтожить", в наш склад являлись два полицейских инспектора со своими рабочими. Конфискованную книгу рвали на клочки. Бумагу увозили на фабрику для переработки. "Знанию" же предъявлялось требование оплатить рабочих, которые уничтожали наши издания. По каждой конфискации возбуждалось судебное преследование против издателя по статьям 129, 132 и др."

Далее Пятницкий приводил список конфискованных брошюр. Среди них: К. Маркс и Ф. Энгельс "Манифест коммунистической партии", П. Лафарг и Ж. Гед "Программа рабочей партии", А. Бебель "Постоянная армия и народная милиция", К. Каутский "Интересы классовые, частные и общественные" и др.

"Стихотворения" К. Бальмонта, затем кн. С. Юшкевича "Евреи", изданная в 1904 г. В августе 1907 г. было возбуждено дело о повести Горького "Мать" (Пятницкий К. П. Марксистская библиотека в книгоиздательстве "Знание" - АГ).

3 См.: Г--А,

4 Повесть Айзмана "Поток" ("Кровавый разлив"), так же как и его пьеса "Терновый куст", посвящена революции 1905 г. Но если в "Терновом кусте" революция изображалась на подъеме, то в повести рассказывается о расправе над революционерами, подчеркивается торжество темных, животных инстинктов.

Сразу же по прочтении повести Горький уведомлял ее автора: ""Кровавый разлив" кажется мне вещью положительно неудачной", и в следующем письме: "Не сердитесь, не огорчайтесь отзывом о "Потоке"; отзыв этот вызван моей уверенностью, что Вы можете и должны писать лучше - спокойнее, проще,-- сильнее, красивее". В другом письме Горький с удовлетворением отмечал: "Знаете - право, это хорошо, что Вы согласились со мной в отношении к "Потоку" и будете переделывать его" (XXIX. 5. 8, 11).

После существенной переработки повесть была напечатана в XX "Знания" (1908).

Раздел сайта: