Горький М. - Миролюбову В. С., до 7 ноября 1912 г.

[До 7 ноября 1912 г.]

Виктор Сергеевич,

письмо Туркина я переслал Пятницкому, он и возвратит вам это письмо.

Вы просите у меня рассказ, - вы, очевидно, забыли, что я известил вас о том, что сотрудничать в "Заветах" не стану.

Желаю всего хорошего.

А. Пешков

Дня два тому назад выслал вам рукопись Тренева - получили?

Посылаю рукопись Шеих-Гассана, это бывший сотрудник "Нашей жизни", издатель журнала "Друг народа", человек много работавший в русской журналистике. Может быть он вам будет полезен как корреспондент из Турции, из Персии.

Письмо на одном листе писчей бумаги в клетку. - Датируется по содержанию ответного письма Миролюбова.

.. . сотрудничать в "Заветах" не стану -- В ответ на это письмо Миролюбов писал М. Горькому 7 ноября 1912 г.: "Письмо Ваше доставило мне большое огорчение. Я считаю это недоразумением. Оно пройдет".

Дня два тому назад выслал вам рукопись Тренева -- -- Речь идет об очерке К. Тренева "На ярмарке". Об этой рукописи Миролюбов писал два раза. 30 января 1912 г. он запрашивал М. Горького: "Напишите Вы мне отдать ли "Ярмарку" Тренева в журнал или пойдет она с Гусевым в Сборник. Если не пойдет с Гусевым, надо ее пустить сейчас же в журнал, а то мы его истомим". 22 октября он сообщал: ""Ярмарку" я все не пускал, боясь как бы не придралась цензура. Теперь в Октябре пускаем "Владыку", а "Ярмарку" Тренев просит пристроить в Сборник. Если найдется место для "Ярмарки" - напишите, пришлю. Он ее сильно выправил. Рассказ хороший и в Сборник пройдет". И, наконец, на сообщение в данном письме М. Горького, что рукопись выслана, Миролюбов ответил 7 ноября: "Рукопись Тренева у меня в 2-х экз. Пускаю се осенью. Как Вы ее нашли?" Об этой же рукописи К. Тренева писал и К. Пятницкий к Миролюбову: "Рукопись Тренева "На ярмарке" отправлена автору. Рассказ мне положительно нравится. Он свидетельствует о наблюдательности автора. От него веет свежестью, есть юмор. Особенно хорош дед Терешко, который всем доволен и которому хочется рассказать всей ярмарке, как его били... Из-за одной этой фигуры я взял бы рассказ. Язык, конечно, плох, небрежен, особенно в описаниях. С этой стороны автор должен переработать рукопись. Но соответственные указания уже даны А. Максимычем". Рукопись, как видим, около года, если не более, находилась в портфеле редакции "Знания" и побывала в руках всех трех редакторов. Конкретные указания и развернутую рецензию на это произведение дал М. Горький в письме, опубликованном в статье К. Тренева "Великий учитель" (Молодая гвардия, 1936, No 8, стр. 129--130).

Раздел сайта: