Горький М. - Миролюбову В. С., около 8 августа 1911 г.

[Около 8 августа 1911 г.]

Дорогой Виктор Сергеевич!

Посылаю рукопись; прошу - чужим не давайте читать. Если можно - прочтите скорее.

"Кожемякин" пойдет со Шмелевым - "Записками человека" - вы эту вещь знаете. В ней - по Пятницкому --12 листов и - т[аким] о[бразом] - более ничего не нужно в книгу.

"если я понадоблюсь на Capri?" Вам нужно ехать в Давос - ну, и - валяйте! Но - огорчен я тем, что дурные мои пророчества сбылись и расстроили вы себе здоровье в этом милом уголке, Досадно и обидно.

Сургучев сообщил, что послал вам свой рассказ, - дайте мне, пожалуйста, его адресе, не могу ему ответить.

Рассказ Язвицкого, посланный мною, на мой взгляд - плох: одна литература, а жизни - ни на семишник.

Удивительную штуку прислал костромской поп Леонид, о коем я вам говорил, но - это начало большой работы и - не к спеху, а потому, пока, не посылаю вам.

Будьте здоровы и бодры!

Примечания

Посылаю рукопись -- последний рассказ в серии "Жалоб", напечатанный в "Современнике", 1911, No 9. В письме от 11 августа Миролюбов писал М. Горькому: "Спасибо за "Жалобу". Из последней "Жалобы" мог бы выйти художественный рассказ".

"Кожемякин" пойдет со Шмелевым -- "Записками человека"... - Третья часть повести М. Горького "Жизнь Матвея Кожемякина" была напечатана в XXXVI сборнике "Знания", вместе с повестью И. Шмелева "Человек из ресторана".

Вам нужно ехать в Давос... - Вследствие болезни легких Миролюбов в начале августа 1911 г. выехал в швейцарскую санаторию Давос, где находился до 29 сентября того же года; 23 ноября он сообщал в Москву о своем новом местопребывании в Cavi di Lavagna.

-- В письме от 7 июля 1911 г. Миролюбов писал М. Горькому, что послал ему рукопись и рассказ Сургучева. "Для сборника от Сургучева нужно получить вещь позначительнее, а эту можно пустить в Современник". - См. также письмо No 61. Адрес Сургучева Миролюбов сообщил М. Горькому в письме от 13 августа.

Язвицкий, Ï сборнике "Знания" был опубликован его рассказ "В Тайболе". Письма М. Горького к Язвицкому напечатаны в сборнике "О Горьком - современники". Московск. т-во писателей, 1928, стр. 197--201. Отзыв о Язвицком - редакторе дан М. Горьким в статье 1931 г. "О работе неумелой, небрежной, недобросовестной и т. д." (Известия, 1931, No 108, 19 апреля). О каком рассказе Язвицкого идет речь в данном письме - выяснить не удалось.

.. - М. Горький имеет в виду священника села Куликово, Костромской губернии, Леонида Парийского. Парийский интересовался литературой, писал очерки и рассказы и поддерживал связь с "Обществом по изучению местного края", являясь любителем-этнографом, собирателем материалов народной старины. С первых лет советской власти он, порвав с церковью, подал заявление в Костромской уисполком о желании читать естественно-научные лекции. Личность и литературная работа Леонида Парийского привлекала внимание М. Горького. Вероятно, о нем М. Горький писал в статье "О писателях-самоучках" 1911 г., отмечая среди авторов, приславших свои рукописи, - священника. По поводу присланного произведения М. Горький писал Л. Парийскому: "Только сегодня удосужился прочитать Вашу рукопись и читал ее с неослабным интересом. На мой взгляд Вы затеяли чрезвычайно интересное дело - душевно желаю Вам продолжить и кончить его хорошо. Жду следующих тетрадей. Кое-что придется устранить - я отмечу Вам места, подлежащие правке, а также излишнее и - пришлю рукопись, но Вы, не ожидая этого, присылайте продолжение. Очень бы хотелось, чтобы Вам удалась эта вещь. Сердечно желаю всего доброго". Из неопубликованного письма М. Горького к П. А. Берлину видна забота писателя о Л. Парийском, как начинающем литераторе, которому он спешит выдать аванс из своего личного гонорара. Но Леонид Парийский не вышел на большую литературную дорогу. На вопрос - как писать и что писать, - который он поставил перед Короленко, последний ответил ему в письме от 6 июня 1910 г.: "Ошибочно думать, что кто-нибудь мог "сделать" писателя М. Горького. Он пришел ко мне с готовой рукописью. Первая была не вполне удачна, но видна была своеобразная сила. В следующих она развертывалась. Ко мне приносили сотни, вернее тысячи рукописей, но много Горьких из них, несмотря на мои указания, - не произошло". (Северная правда, Кострома, 1937, No 83, 11 апреля). Во втором письме к Парийскому от 3 марта 1913 г. Короленко писал, что очерк "У церкви" в "Русском богатстве" напечатать нельзя, что хотя у автора есть материалы впечатлений, но нет умения сделать из него художественное произведение.

Раздел сайта: