Горький М. - Миролюбову В. С., декабрь 1901 г.

[Декабрь 1901 г.]

Спасибо, брат, за присланную книгу и за интересное письмо.

Поведение Мережковского еще один и - право, лишний! - раз подтверждает мое мнение о нем. Это - жулик, это - маленькая, умная бестия. Речами о боге, о Христе, он хочет добиться каких-нибудь благ жизни, чего-нибудь для удовлетворения честолюбивой своей душонки. Ты увидишь! Не верь ему, и если он зажгет себя, облив маслом, - будет гореть и славить бога - все равно!-- не верь! Это - он для того сделает, чтобы говорили о нем, чтобы памятник поставили ему. Геростратишко! А помни, что Геростратишке все равно, чем прославиться, он не только храм сожжет, он и Христа предаст.

Посмотрел бы я на всех этих искателей бога, с которыми ты возишься! Думаю, что все это людишки принявшиеся бога-то искать от стыда пред собой за пустоту своей жизни или от страха перед противоречиями ее. Видят они, что человека все тяжелее давит произвол свиней, упоенных властью, видят что человек невыносимо страдает около них, совести в них - этой русской, блудливой и трусливой, как воображение онаниста, совести - немного есть и вот люди, не имея силы и храбрости смело встать на защиту попранного властью человеческого права жить, свободно перестраивая порядки жизни, - люди эти лицемерно уходят в уголок где спокойно рассуждают о Христе. Кто верует - тот не рассуждает, рассуждает тот кто хочет прожить поспокойнее, поосторожнее. Рассуждают, душечка, больше из чувства самосохранения, а по нынешним временам рассуждают только одни сукины дети, потому что хорошим-то людям и наедине с самими собой - рассуждать не дозволено.

выходки, как выходка Мережковского, "Стало быть нечего и рассуждать" - сказали тебе он и попы, когда ты признал, что Иис[уса] Христа богом не считаешь. Ты не умел возразить им. Но - будет час и ей богу, ты скажешь им что-нибудь вроде этого: Сволочи! Да разве в том дело кто Христос? Что вы виляете трусливыми, собачьими хвостами? Что лжете, лакеи изуверов и насильников? Суть в том - соединимо ли учение Христа - бога или человека - которого вы любите по словам вашим - с тою жизнью, которой живете, с тем порядком, которому вы рабски служите, с тем угнетением человека, которое вы - не споря против него - утверждаете? Где установил ваш Христос, тому, чтоб человек на человеке верхом ездил - а вы везущего, озверевшего от усталости, кроткому терпению учили? И для чего - Христос вам, если есть полицейский? И для чего вам церковь - как дисциплинарное учреждение для воспитания угнетенных, если есть казаки, которые могут избить и перестрелять их, угнетенных-то, в случае коли они заартачатся.

Сказав что-нибудь в этом роде, ты дай две три хороших плюхи наиболее ревностным христианам, вроде Митьки Мережковского и - уходи к своему огромному делу, которое скорее даст тебе покой душевный, чем разговоры с прелюбодеями и трусами страха жизни ради. Крепко жму руку!

Твой А. Пешков

Ан[тону] Пав[ловичу] сказал. Он - обещает скоро. Я тоже наверное подтяну себя по скорости.

Примечания

"Где установил..." исправлено из "где учил", чем и объясняется неправильная конструкция фразы. - Приблизительная дата устанавливается на основании письма М. Горького к К. Пятницкому от 31 декабря 1901 г.

Поведение Мережковского еще один и -- право, лишний ! -- раз подтверждает мое мнение о нем. -- М. Горький, совместно с Поссе, побывавший у Мережковских осенью 1899 г., где "говорил мало, и, конечно, не так, как желательно было богоискателям" (по словам В. А. Поссе), очевидно, этим письмом хотел предостеречь Миролюбова от пагубного влияния Д. Мережковского. Миролюбов находился в дружеской переписке с Мережковским, бывал на его вечерах, и вскоре оказался в плену религиозно-мистических настроений Мережковского и В. Розанова, - вместе с ними он ходил к митрополиту Антонию за разрешением религиозно-философских вопросов и вопросов о роли интеллигенции. Религиозно-философские искания Миролюбова сказались и на направлении журнала: идеалистическое освещение общественно-политических и литературных вопросов в статьях за 1904 г. оттолкнули от журнала демократическое крыло его сотрудников, которые в коллективном письме, написанном по инициативе В. Вересаева, протестовали против направления статей Глинки-Волжского и отказывались от сотрудничества в журнале. Недовольство М. Горького направлением "Журнала для всех" наблюдалось уже в 1901 г. А. А. Гусев в своих воспоминаниях о М. Горьком писал: "Один раз я застал его перелистывающим последнюю книжку "Журнала для всех"; я высказал свое мнение, что "Журнал для всех" мне очень нравится, - подбор статей в нем хорош. А. М. подтвердил, что подбор в общем хорош, - "но бывают и недостатки; например, статья Овсянико-Куликовского о современных философских течениях здесь совсем неуместна. Вообще журнал держится довольно неопределенных взглядов: в период общего увлечения материализмом он - за материализм, теперь он за идеализм"" (Горький на родине. Горьковское областное изд-во, г. Горький, 1937, стр. 275. - Запись слов М. Горького относится к 29 мая 1901 г.).

-- -- Речь идет о рассказе Чехова "Архиерей", напечатанном в "Журнале для всех", 1902, апрель.

Раздел сайта: