Дикушина Н. И. и Никитина М. А.: Переписка с Н. И. Иорданским, М. К. Куприной-Иорданской и В. П. Кранихфельдом

Переписка с Н. И. Иорданским, М. К. Куприной-Иорданской и В. П. Кранихфельдом

Переписка Горького с Н. И. Иорданским, М. К. Куприной-Иорданской и В. П. Кранихфельдом - руководителями журнала "Современный мир"1 - охватывает немногим более двух с половиной лет (май 1910 - апрель 1913).

В эти годы Горький стремился к созданию печатного органа, который смог бы сплотить левые силы литераторов, и начинал сотрудничать в ряде журналов. Как свидетельствует публикуемое ниже письмо от 9/22 июня, он согласился с упреком Кранихфельда в том, что ему принадлежит "акушерская роль" в создании новых журналов и что он сочувствует "не журналу (в данном случае "Современному миру"), а журналам". В своем ответе Кранихфельду Горький написал весьма значительные слова, позволяющие понять смысл его поисков: "... я уверен, что если бы игроки разобрали все карты - козыри остались бы в руках с. -д., как группы наиболее богатой талантами. Когда все сгруппируются с с. -деками, бог даст, будет ясна необходимость плотной группировки" (п. 20).

Горький начал сотрудничать в "Современном мире" после того, как летом 1910 г. издательница журнала М. К. Куприна-Иорданская и ее муж, редактор журнала и автор журнальных "Политических обозрений" Н. И. Иорданский, побывали на Капри. После их отъезда Горький писал А. Н. Тихонову: "Вчера проводил отсюда в Россию Куприну с ее мужем Иорданским,-- мне чета сия понравилась, у нее есть добрые идеи, славные намерения, и я заключил с нею союз - буду печатать у них свои оптимистячьи выдумки" 2.

Горького привлекла поставленная журналом задача: "распространение среди читателей идей последовательного политического и социального демократизма"3. Не случайно, что свою статью "О писателях-самоучках", в которой была развернута широкая перспектива развития новой литературы, Горький передал не в "Современник", но в "Современный мир". Кроме статьи "О писателях-самоучках", Горький поместил в журнале пьесу "Встреча", рассказ "Мордовка", "Русские сказки".

Очевидно, Горький оценил и личность редактора журнала Николая Ивановича Иорданского (1876--1928), в частности его черту, отмеченную позже А. Свидерским: "По натуре своей Иорданский был журналист и притом журналист, искавший широкого массового читателя" 4. Иорданский редактировал "Современный мир" с 1907 г. по 1917 г. К этому времени за его плечами был богатый опыт политической и издательской работы. В 1904 г. он сотрудничал в газете "Искра", в 1905 г. входил в исполком Петербургского совета рабочих. В 1906 г., примкнув к меньшевикам, Иорданский участвовал в работе Стокгольмского (объединительного) съезда. Резко отрицательно оценив ликвидаторство, он вошел в группу меньшевиков-партийцев и сблизился с большевиками. В 1910 г. стал одним из организаторов и редакторов газеты "Звезда", за что летом 1911 г. был выслан из столицы и подвергся полицейскому надзору (п. 12, прим. 1). Зная деятельность Иорданского в "Звезде", Горький приглашал его летом 1911 г. вновь приехать на Капри "для выработки плана объединения вокруг какого-нибудь органа"5. Ленин в связи с этим предостерегал Горького: "Я очень боюсь, что Иорданский непригоден для таких планов (ибо у него "свой" журнал, и он будет либо тормозить, либо тянуть в "свой" журнал, оставляя его своим = полулиберальным)"6.

Ранее, в 1910 г., Ленин определял направление "Современного мира" как "зачастую меньшевистски-кадетское (теперь с уклоном в сторону партийного меньшевизма)" 7.

Издательница "Современного мира" Мария Карловна Куприна-Иорданская (1879--1965) принимала самое деятельное участие в работе журнала, была в курсе всех проектов и начинаний, о чем свидетельствует ее переписка с Горьким. Ей принадлежит книга "Годы молодости" (М., 1965), где, в частности, рассказано о встрече с Горьким на Капри.

Более сложно складывались отношения Горького с Владимиром Павловичем Кранихфельдом (1865--1918), который был редактором журнала в сентябре 1911 г. и заменял Иорданского два года, когда тот был выслан из Петербурга. Ранее Кранихфельд вел в "Современном мире" отдел "Литературные отклики", и эти его литературно-критические статьи вызывали скептические отзывы Горького. "Г. Кранихфельд. конечно, скучен и дает слишком часто - ежемесячно - много оснований сомневаться в его уме <...> У Тертуллиана сказано о Кранихфельдах: "Судят музыкантов, не зная музыки"8" (письмо А. Н. Тихонову, середина января 1911 г.).

В самом начале переписки у Горького и Кранихфельда возникла полемика о Достоевском (см. об этом в статье Б. А. Бялика). Она послужила поводом для критики Горьким общей платформы журнала, критики резкой и не всегда - в частностях - справедливой.

о его заинтересованности работой "Современного мира".

В переписке Горького с Иорданскими и Кранихфельдом затронут один, казалось бы, частный эпизод: отказ Горького сотрудничать в журнале "Новая жизнь" в связи с тем, что там предполагалась публикация романа И. Ясинского "Болезнь Арланова" (п. 11, прим. 1). Эпизод этот вызвал большой шум в журнальном мире и задел Иорданских, так как Горький ознакомил их со своими письмами редактору "Новой жизни" П. А. Берлину, Иорданские же использовали эти письма в столкновении с Берлиным, который сотрудничал и в "Современном мире". Конфликт Горького с "Новой жизнью" имел принципиальный характер, он раскрывал последовательность и бескомпромиссность Горького, стоявшего за создание "плотной группировки" на твердой идейной основе и не представлявшего возможным для себя сотрудничать в одном органе с литератором, чьи общественно-политические взгляды были враждебны его собственным и чья репутация "рептильного" писателя была хорошо известна. Сопоставление ясных, точных, лаконичных писем Горького Ясинскому и Берлину (п. 11, прим. 1, 2)9 с письмами Иорданских и Кранихфельда наглядно показывает различие между обоснованной позицией Горького и расплывчатой, неопределенной линией поведения редакторов "Современного мира", в результате чего дело это обросло второстепенными конфликтами, приведшими к суду чести. В этих побочных спорах затерялась главная суть столкновения.

Помимо проблем журналистики, переписка Горького с редакцией "Современного мира" поднимает ряд важных вопросов текущей литературной жизни. Как и в переписке с Амфитеатровым, Горький обращал внимание редакторов на книгу М. Сивачева "Записки литературного Макара", выступления М. Волкова, газеты "Жизнь" (Симбирск), в которых умалялась роль интеллигенции. Тревога о том, что подобные выступления снижают общий уровень культуры, сбивают рабочего читателя, мешают росту талантливых самоучек, звучит в его письме Кранихфельду (п. 18). В этой связи хотелось бы привести и другое письмо Горького - в редакцию симбирской газеты "Жизнь", которая обратилась к нему с просьбой о сотрудничестве.

"Милостивые государи. Я не могу Вам помочь, потому что газетка Ваша кажется мне вредной. В ней нет ничего "самостоятельного": отрицательное отношение к науке, интеллигенции и культуре - неново и отнюдь не самостоятельно, это проповедуется давным-давно теми друзьями русского народа, которым выгодно видеть его глупым, невежественным и которым нужно возбудить в нем отрицательное отношение к людям, желающим ему всяческого добра и духовного здоровья.

"народного" в газете Вашей - ничего нет: статьи в ней пишут люди с большим самомнением, но - бестолковые и малограмотные - уж извините за правду. Иначе сказать не могу.

"не надо учить",-- все-таки учат - плохому учат.

Говоря о "народном творчестве", Вы, видимо, не имеете представления о том, каково оно и каковы его формы. Было бы лучше, если бы Вы внимательно почитали народные былины, сказки, легенды, песни - это истинное народное творчество, и оно является почвой, из которой развивалась и наука, и религия.

А писать бестолковые, малограмотные и смешные статейки - бросьте, ничего, кроме вреда, себе самим не принесете Вы этими писаниями. Вам учиться надобно, а не учить.

И не говорите, что газета "Жизнь" в будущем будет "Новым евангелием жизни" - это не только самонадеянно, но очень смешно и неумно.

И не внушайте сами себе недоверие к тому, что Вам неизвестно: сначала взвесьте великий труд тех людей, которых Вы зовете "интеллигенцией",-- и если Вы люди честные, духовно здоровые, Вы почувствуете великое уважение к этой огромной работе и любовь к людям, совершившим ее"10.

В письмах к Иорданским Горький обращался с просьбой высылать ему материалы о современных литературных нравах. Его тревожили и возмущали попадавшие в газеты сведения о недостойном поведении литераторов, и, очевидно, он намеревался написать статью, которую предполагал озаглавить "Вопли провинциала". Сведения об этом горьковском замысле можно найти в письмах его корреспондентов (п. 11, прим. 3; п. 12, 13).

В небольшой переписке Горького с Иорданскими, которая хранится в АГ, многие письма Горького, как об этом свидетельствуют ответы Иорданских, отсутствуют. Они или утрачены, или еще не разысканы. Возможно, они были изъяты при обысках, которые часто производились у Иорданских.

Переписка Горького с Кранихфельдом оказалась сохраннее, она представляет собой своего рода "диалог".

"Современного мира", 9 писем Иорданского, 2 - Куприной-Иорданской и 5 - Кранихфельда. Одно п. Горького Иорданскому было опубликовано в Собр. соч. (XXIX, 153--155).

Примечания

1 О журн. "Современный мир" см.: Скворцова Л. А. "Современный мир" // Русская литература и журналистика начала XX века. 1905--1917. М., 1984,

2 Горьк. чт. 1959. С. 14.

3 Современный мир. 1911. No 1.

4 Изв. ВЦИК. 1928. No 302. 30 дек.

5 Т. 48. С. 33.

6 Там же.

7 Там же. С. 4.

8 Горьк. чт.

9 См. также: XXIX,

10 АГ.

Предисловие, публикация и комментарии Н. И. Дикушиной и М. А. Никитиной

Разделы сайта: