Переписка Чехова А. П. и Горького А. М. (Предисловие)

Горький (настоящая фамилия - Пешков) Алексей Максимович (1868--1936) - писатель. Знакомство Чехова и Горького началось заочно, в переписке, которая продолжалась с конца 1898 года до смерти Чехова. Известны 39 писем Чехова к Горькому, 54 письма и телеграммы Горького к Чехову.

В 1898 году, когда Горький писал свои первые письма Чехову, полные влюбленности и восхищения, это был пока еще мало кому известный, порой не уверенный в себе автор двух томов рассказов и очерков. Но уже в этих письмах, несмотря на восторг перед "удивительным талантом" Чехова, Горький обращается к нему отнюдь не как ученик и подражатель, а как писатель самостоятельный, осознающий иной склад своего дарования, своего пути.

Еще до их встречи Горький вполне определенно называет главную, на его взгляд, черту Чехова-художника. Резко расходясь с большинством современной критики, Горький видит за образами слабых героев, "чеховских людей", совсем отличный от них образ автора: "Вы могучий талант"; "Чайка"... написана могучей рукой"; себя он определяет так: "человек, плененный мощью Вашего таланта"; "Вы так мощно волнуете душу мою". Мощь, могучесть - вот главное, в глазах Горького, качество Чехова-писателя. Чехов решил задачу, которая по плечу только титанам литературы,-- создал в своих пьесах, особенно в "Дяде Ване" и "Чайке", "новый род драматического искусства". Именно в устах Горького, который сам прошел школу жизненной и литературной борьбы, особенно значима эта характеристика чеховского таланта. С первых писем Горький говорит о своем желании не просто написать о Чехове, а бороться за "иную оценку" творчества Чехова. Свое понимание Чехова Горький готов отстаивать в борьбе с теми, кто "недостаточно внимательно читает" рассказы Чехова, кто "мало понимает их сердце и его голос".

Письма Чехова к Горькому отражают его интерес к человеку и художнику нового поколения. Познакомившись с рассказами Горького, он сразу признал в нем "талант несомненный, и притом настоящий, большой талант". В ответ на просьбу молодого писателя он говорит о недостатках его рассказов. Кроме ошибок, неизбежных у начинающего автора, Чехов отмечает и такие особенности стиля Горького - отсутствие сдержанности в описаниях, антропоморфизм в пейзажах,-- которые отражают иную, непохожую на его собственную, литературную позицию.

встреча укрепила их взаимные симпатии, перешедшие в товарищеские отношения. Вновь Горький выделяет наиболее ценное для него в облике Чехова: "Вы, кажется, первый свободный и ничему не поклоняющийся человек, которого я видел". Как и в прежних письмах, восхищаясь замечательными качествами Чехова, который умеет "считать литературу первым и главным делом жизни", он делает характерную оговорку: "Я же, чувствуя, что это хорошо, не способен, должно быть, жить, как Вы - слишком много у меня иных симпатий и антипатий". Вновь, став уже товарищами, Горький и Чехов отдают себе отчет в своеобразии пути, которым идет каждый из них. О том же Чехов сообщал Ф. Д. Батюшкову: "Мне не все нравится, что он пишет, но есть вещи, которые очень, очень нравятся, и для меня не подлежит сомнению, что Горький сделан из того теста, из которого делаются художники. Он настоящий" (24 января 1900 г.).

Именно в эти месяцы к Горькому пришла всероссийская известность, особенно после того, как в конце 1899 года была опубликована его биография, сразу сделавшая имя Горького легендарным. По настойчивому совету Чехова Горький знакомится с Львом Толстым. Появились первые книги о Горьком, его произведения начали издаваться на иностранных языках. Постановка двух первых пьес - "Мещане" и "На дне" - в МХТ выдвинула его в число ведущих русских драматургов. Вокруг журнала "Жизнь", а затем вокруг издательства "Знание" Горький объединил молодых писателей-реалистов, став признанным главой нового литературного направления.

Письма Горького к Чехову по-прежнему полны признаний в глубокой любви. Горьковские оценки "Дамы с собачкой" и "В овраге" относятся к наиболее проницательным суждениями прижизненной Чехову критики. Выступая провозвестником "нужды в героическом", отчетливо сознавая, что литература должна искать новые пути, Горький рассматривает Чехова не как литературное явление прошлого, а как высочайший образец для будущей литературы. Понимая, что подражать Чехову, достигшему высот реализма, невозможно, Горький видит перспективу и цель дальнейшего развития литературы в том, чтобы на новых путях, на новом жизненном материале добиваться художественных открытий, равных по значимости чеховским. В этом смысл знаменитых слов из письма Горького о "Даме с собачкой" ("Знаете, что Вы делаете? Убиваете реализм...").

Чехов, выделяя в прозе Горького лишь некоторые, более близкие ему произведения ("На плотах", "В степи", "Мой спутник"), не принимая романтических рассказов, критикуя такие крупные вещи, как "Фома Гордеев" и "Трое", особый интерес проявляет к горьковской драматургии. Чехов побудил Горького писать пьесы. И хотя в драматургии Горький обязан урокам Чехова, и здесь их пути не могли по разойтись. Письма Чехова о "Мещанах", а затем о "На дне" к самому Горькому, к деятелям театра показывают, насколько точно он почувствовал суть того нового слова, с которым пришел Горький. Отметив в "Мещанах" "консерватизм формы", он разъясняет актерам и режиссерам МХТ ту новизну, которую песет героическая роль "нового человека, обынтеллигентившегося рабочего" Нила, отмечает смелость драматургических решений в пьесе "На дне".

Настойчиво и убежденно Чехов разъясняет в письмах к актерам и режиссерам (К. С. Станиславскому, О. Л. Кпиппер, А. И. Южину) свое понимание общественного и литературного значения Горького, подобно тому, как несколькими годами ранее он разъяснял свою позицию в деле Дрейфуса. И тогда, и теперь его точка зрения шла вразрез с мнениями многих и оказалась более прозорливой, чем у большинства его адресатов. И не случайно, что одно из немногих открытых выступлений Чехова с заявлением своей общественной позиции - его мужественное поведение в "академическом инциденте" - также связано с именем Горького.

Горький в годы перед надвигавшейся революцией шел к сближению с рабочими революционерами, с партией пролетариата (особенно революционизирующими для него оказались события марта 1901 г. в Петербурге). Имя Горького стало общепризнанным символом борьбы с российским самодержавием. Чехова очень интересовало в Горьком именно это активное общественное начало. Выступления Горького, репрессии, которые на него обрушивались, Чехов воспринимал как знамения времени, в тесной связи с ростом общественного движения, когда сама жизнь в России начинала идти "по Горькому".

Несомненно усиление интереса Чехова в последние годы его жизни к вопросам обновления общественного строя России - достаточно вспомнить взволнованные монологи героев его последних пьес. За год до событий 4 марта 1901 года Горький очень точно определил злободневное общественное значение чеховских пьес и рассказов: они возбуждают "в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни" и делают тем самым "огромное дело".

В конкретных вопросах литературы, общественной жизни Чехов и Горький, естественно, о многом судят по-разному. Но удивляться приходится не этим различиям между людьми, принадлежавшими к разным поколениям, обладавшими столь различным жизненным опытом. Удивительно другое: как много общих моментов объединяет двух столь несхожих писателей. Так, много общего у них в отношении к их старшему современнику Л. Толстому. Они одинаково не приемлют поучительство, проповедничество Толстого, но оба восхищаются Толстым - человеком и художником. Обоим чужда узкая "партийность" интеллигентских группировок. Оба сразу оценили значение Художественного театра и его "ересей"; в расчете на молодой театр созданы две последние пьесы Чехова и две первые пьесы Горького.

ранняя статья Горького ("По поводу нового рассказа А. П. Чехова "В овраге"), острополемичны. На страницах различных мемуаров и статей о Чехове быстро складывалась легенда о нем как о писателе-пессимисте, скорбном мечтателе, "сумеречном художнике". Чехов для Горького в его воспоминаниях - в первую очередь "жестокий и строгий судья" пошлости, враг обывательщины и духовного рабства, человек "высоких требований к жизни". Воспоминания Горького о Чехове имели большой общественный резонанс, они явились одними из первых мемуарных опытов Горького и стали в один ряд с позднейшими мемуарными очерками о Толстом и Ленине.

Разделы сайта: