Горький М. - Макаренко А.С. (10 сентября 1934, Москва)

А. С. МАКАРЕНКО

10 сентября 1934, Москва

Дорогой Антон Семёнович –

Вторая часть «Поэмы» («Педагогическая поэма». – Ред.) значительно менее «актуальна», чем первая; над работой с людями и землёй преобладают «разговоры». В них много юмора, они придают «Поэме» весёлый тон, - это, конечно, ещё не порок, если не снижает серьёзнейшее тематическое, а также историческое значение социального опыта, проделанного колонией.

Мне кажется, что эта часть «Поэмы» весьма выиграет, если Вы сократите её. Сокращать надо незначительное, чтоб ярче оттенить значительнейшее. Длинновата сцена покупки лошади. Очень хороша свадьба.

Недостаточно ясна Ваша полемика с НКПр[осом] о методах воспитания. Не звучит ли некое «скрипниковское» в указаниях НКП на применяемую Вами «военизацию»? (Украинский буржуазный националист Н.А.Скрыпник до своего разоблачения работал наркомом просвещения УССР. – Ред.

Я «придираюсь», потому что глубоко убеждён в серьёзнейшем значении «Поэмы», в правде метода, в поучительности опыта. Но чтоб опыт был ясен читателю, - даже и тогда, когда он - [не] профессионал-педагог, — Вам необходимо более чётко изображать постепенность перерождения ребят. В этой части личная Ваша фигура и работа оставляет ребят несколько в тени. И это — потому, что работу Вы освещаете словами, тогда как освещение её требует фактов. Незаметно, как ребята пришли к необходимости учиться в рабфаках, решение это является неожиданным.

Вообще очень прошу Вас внимательно прочитать и - местами сократить, а кое-где дополнить рукопись. Крайне важно дать эту Вашу работу в форме - по возможности - совершенной.

М.Горький 10. IX. 34.