• Наши партнеры:
    Широкого ассортимента принадлежностей для шитья булавки, иголки, кружево в розницу и оптом.
  • Горький М. - Федину К.А. (21 декабря 1932, Сорренто)

    К. А. ФЕДИНУ

    21 декабря 1932, Сорренто

    Не совсем понимаю, дорогой Федин, чем может «соблазнять тайна» моих купцов? (в письме М.Горькому от 13.XII.32 г. Федин писал: "В "Булычове" меня опять поразила какая-то соблазняющая тайна Ваших российских купцов - Бугровых, Морозовых. Щукин лечил свою печень картинами Пикассо. Если бы в трубе не было "всеуслышания", если бы, как Щукин - картинами, Булычов мог бы лечиться трубою потихоньку ото всех, он, думаю, с радостью поверил бы в неё. Изумительно это отсутствие веры и - в то же время - тоска по ней у всех "зиждителей" нашего прошлого. Вероятно, здесь - одна из сторон трагедии больших Ваших "купеческих" характеров и "соблазн" их, как литературных типов" – Ред.) Тайна-то ведь очень проста. Доктор Макаров в 3-м т[оме] бесконечной «козлиной песни» Клима Самгина объясняет её неуверенностью купца в прочности его социальной позиции (М.Горький имеет в виду высказывание Макарова в связи с самоубийством Лютова в 4-м, а не в 3-м, томе. См. "Жизнь Клима Самгина", том 4-й – Ред.). «Прадеды и деды были крепкими земле» мужиками, веровали в законность рабства, ясно видели беззаконие дворянской свободы, сами - при Екатерине - добивались права иметь рабов, а позднее и осуществляли право это, покупая мужиков на имя помещиков. Мужицкая жажда «воли» была жаждой права на беззаконие, ведь выгодность-то несправедливости вполне очевидна! Веками воспитанный раб крепко сидит в человеке, церковь же укрепляла его идеей рабства богу. И вот, «в страхе рабьем пребывая», не верит человек в прочность «свободы», всё ищет предела её, всё пробует: и так - можно? а - эдак? Погружение в искусство, в филантропию не всякого купца удовлетворяло; Савва Морозов, калужанин Горбунов, пермяк Мешков (пермский пароходчик, снабжавший деньгами партию эсеров (см. статью "О том, как я учился писать") – Ред.) и многие другие искренно и не без риска для себя помогали революционерам. Затем: ежели возможны были «кающиеся дворяне», почему же не быть кающемуся купцу? И - далее: так же, как в С.Ш.С.Америки, наше купечество давало в третьем поколении очень много недорослей и дегенератов, - это объясняется истощением человеческой энергии в погоне за быстрой наживой. Взгляните-ка, как сказочно быстро богатели московские помещики, поволжские лесопромышленники и судовладельцы. И, право же, пред каждым стоял вопрос: всё ли позволено? И, «со страхом испытуя милость господню», позволяли себе всё.

    Андрей Печерский, обличая в купце «раскольника», преклонялся пред «деловитостью» купца. А - кто ещё серьёзно писал о нём?

    Иногда я воображаю, что мне удалось сказать кое-что значительное о людях этого ряда, но, сопоставляя сказанное с тем, что мне известно, впадаю в уныние, ибо: знаю - много, а умею - мало. Да и трудно рассказать в приемлемых формах, напр., о купце Ал|ексан]дре Петр. Большакове, строителе храма и старосте его, грязном распутнике, растлителе несовершеннолетних девиц. Муж сей, опасно заболев, позвал священника - не своего, а чужого прихода, - своему попу пришлось бы покаяться в том, что это именно он, Большаков, «совратил» его племянницу, сироту-епархиалку. Призвал чужого попа - спрашивает: «Верно, что я развратник и сволочь?» Поп утвердил: таков общий глас народа. «А - простит меня господь?» - «Покайтесь искренно - простит, ибо он многомилостив». - «Простит? Так ты ему... скажи, что ежели бы я, Лександр Большаков, тоже каким-нибудь турецким или мордовским богом был, я б ему... морду разбил и бороду вырвал за милости его, так его мать и эдак! Милостив, - так его и эдак, - ни в чём запрета не полагает, какой он - бог?» Выгнав попа матерщиной, он приказал жене и дочери - полуидиотке - снять и вынести из горницы все образа и на другой день, во время поздней обедни, умер, почти до последнего дыхания творя сугубую матерщину. Видите, какая штука? Васька Буслаев - не выдумка, а одно из величайших и, м.б., самое значителыное художественное обобщение в нашем фольклоре.

    А вот Афиногенов рассказывает нечто иное: Париж, доклад Марины Цветаевой: «Искусство при свете совести». Бывший юрист Стремоухов рассказывает старинную легенду: душа у ворот рая. Ключарь Пётр спрашивает: «Разбойник?» - «Да». - «Убивал?» - «Да». - «Раскаиваешься?» - «Да». - «Иди в рай».

    Далее Стремоухов извращает легенду так: душа писателя Льва Толстого или кого-нибудь вроде него. Не убивал, но - развращал. Не раскаивается. Будет развращать ещё двести лет после смерти. Пётр посылает его во ад: «Кипи там, в смоле, двести лет». Вот куда метнуло гг. интеллигентов эмиграции. И вот как в них рабство заучит.

    Ну - извините, что-то уж очень длинно расписался я. Как здоровье? Как встретил Вас Ленинград? Что нового видите? Как «Похищение Европы» Ред.)?

    А. Пешков 21.XII.32.

    Раздел сайта: