Васса Железнова.
Примечания

Вариант 1, действие: 1 2 3
Вариант 2, действие: 1 2 3
Примечания
ВАССА ЖЕЛЕЗНОВА (МАТЬ)
с ц е н ы

Впервые напечатано в «Сборнике товарищества «Знание» за 1910 год», книга тридцать третья, СПБ. 1910, с подзаголовком «Сцены», и одновременно отдельной книгой с подзаголовками «Мать», «Сцены» в издательстве И.П.Ладыжникова, Берлин (без обозначения года издания).

Пьеса написана М.Горьким не позднее осени 1910 года: в конце августа - начале сентября 1910 года М.Горький писал одному из редакторов журнала «Современник»: «Написал пьесу о матери» (Архив А.М.Горького).

После 1933 года М.Горький вновь отредактировал пьесу по печатному тексту десятого тома собрания сочинений (ГИХЛ, М. - Л. 1933), а в 1935 году написал новый, так называемый «второй» вариант её.

Первый вариант пьесы «Васса Железнова» включался во все собрания сочинений.

Печатается по тексту десятого тома собрания сочинения 1933 года, отредактированному автором (Архив А.М.Горького).


ВАССА ЖЕЛЕЗНОВА
В т о р о й   в а р и а н т

Впервые напечатано в альманахе «Год девятнадцатый. Альманах девятый», М. 1936.

Пьеса закончена в декабре 1935 года в Крыму. В конце того же года коллектив Второго МХАТ приступил к репетициям пьесы «Васса Железнова» в её дореволюционной редакции. 22 декабря 1935 года М.Горький телеграфировал И.Н.Берсеневу: «Прошу приостановить репетиции. В январе дам совершенно новый текст с новыми фигурами. Не вижу никакого смысла ставить пьесу в её данном виде» (Архив А.М.Горького).

1 января 1936 года, посылая пьесу В.И.Немировичу-Данченко, М.Горький писал, что он исполнил обещание, данное им И.Н.Берсеневу (сб. «Ежегодник Московского Художественного театра. 1943», М. 1945, стр.223).

В апреле 1936 года театр им. ВЦСПС (Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов, сначала театр назывался им.МОСПС - Ред.), готовя к постановке второй вариант пьесы «Васса Железнова», обратился к автору с вопросами. М.Горький в ответном письме, адресованном артистке С.Г.Бирман, дал характеристики некоторых действующих лиц пьесы.

В сюжете пьесы использован эпизод, рассказанный Горьким в 1930 гаду в статье «Беседы о ремесле» (том 25 настоящего собрания - Ред.):

«Н.Новгород - город купеческий, о нём сложена поговорка: «Дома каменные, люди железные».

и вина, истощали обильной заботой «продолжения рода», укрощали постами, связывали цепями дела, и она покорствовала «духу» десять, двадцать лет.

Жирный, сытый, беспощадный к людям, «железный» человек жил благочестиво, смиренно, в театры, в концерты не ходил, а развлекался в церкви пением певчих, громогласней дьяконов, дома развлекался жаркой баней, игрою «в стуколку», винным питием и, попутно со всем этим, отращивал солидную бороду.

Но «седина-то в бороду, а бес в ребро», бес - это и есть «дух». Наступал какой-то роковой день, и благочестивая жизнь взрывалась вдребезги, в чад, грязь, дым. Обнаруживалось, что железный человек уличён в каторжном деле растления малолетних, хотя у него нестарая дородная жена, дочери-невесты. И вот, охраняя честь дочерей, жена, добродушная, благожелательная, говорит грешнику:

«Что же делать будем? Дочери - невесты, кто их замуж возьмёт, когда тебя на каторгу пошлют? Прими порошочек?»

Грешник принял «порошочек» за несколько дней до вручения обвинительного акта, и «дело о растлении малолетних» прекратилось «за смертью обвиняемого» (Архив А. М. Горького).

Печатается по тексту альманаха «Год девятнадцатый».

Вариант 1, действие: 1 2 3
1 2 3
Примечания