Грузенберг О. О. - Горькому М., 17 (30) августа 1908 г.

Грузенберг - Горькому

Сестрорецк. 17 [30] авг[уста] 908 г.

Спасибо Вам, дорогой Алексей Максимович, за добрую память - присыл "Исповеди"1, но еще большее спасибо за то, что написали ее.

Не то важно, во что Вы верите, а дороги те сила и страсть, которыми Вы ее одухотворяете.

Валятся религиозные кумиры, умирают идеалы, но огненные вехи, к ним ведшие, напоминают людям, что можно не найти бога, но нельзя не искать его.

За вашу бессонную мысль, за беспокойную душу и жгущее слово крепко-крепко обнимаю Вас.

Не знаю, что скажут гг. критики (пока они пролепетали что-то детски-немощное)2, но я глубоко уверен, что многие страницы "Исповеди" переживут и автора ее, и самых юных ее читателей.

Посылаю Вам критические заметки о вашей повести "Мать" цензурного ведомства3. По-моему, оно верно оценило ее силу и значение для рабочего движения.

Из-за них, заметок этих, я задержался со своим письмом: только на днях получил копию.

Крепко обнимаю Вас, хороший Алексей Максимович, и шлю низкий поклон Марье Федоровне.

Роза Гавриловна4 сердечно приветствует вас обоих.

Преданный весь Вам

О. Грузенберг

P. S. Ко мне обратились с просьбою защищать Арцыбашева за или от Санина5. Не знаю - как быть?

- Как вы скажете?

- Протелеграфируйте мне: СПбург, Бассейная 7.

Так поступлю, как скажете.

Примечания

"Отвечено".

1 Повесть была закончена в первых числах марта 1908 г., вышла в свет летом того же года в изд. Ладыжникова и почти одновременно в XXIII сб. "Знания" за 1908 г.

2 Сложное по содержанию произведение Горького сразу же вызвало противоречивые отзывы. Некоторые критики подняли на щит "богостроительские" тенденции, сказавшиеся в повести, выдавая их за "обновление" творчества писателя, отход от революционных позиций. Однако многие из подобных критиков были смущены демократизмом произведения, не находя ему объяснения со своих позиций. Утверждая, что в повести слышатся "фальшивые ноты", И. Н. Игнатов в ст. "Литературные отголоски" недоумевал: "... широкое, всеобъемлющее учение "водится к необыкновенно узкому заключению: возвращайся к работе в рабочих организациях "всемирного богостроительства ради"" (Рус. ведомости. 1908. No 173. 26 июля). Н. Курбский в ст. "Две исповеди. (Новые произведения М. Горького "Исповедь" и "Жизнь ненужного человека")", наоборот, увидел в произведении поиск социальной правды, противопоставленный религиозным исканиям: "... в ранней молодости, переживая пору религиозных исканий, будущий писатель сам исходил немало монастырей, вел беседы о вере с сотней сведущих и на то поставленных людей. И везде с мукой душевной в ответ на свой духовный голод находил одну пустую мякину. Переживает эти муки и Матвей и после монастырей идет на завод, где ставит крест над религиозными исканиями и начинает искать правды социальной..." (Рус. слово. 1908. No 146. 25 июня).

3 "Дела No 385 Главного управления по делам печати", в составе которого было отношение С. -Петербургского комитета по делам печати от 3 августа 1907 г., направленное прокурору С. -Петербургской судебной палаты, в котором на основании пространного доклада цензора Федорова, подробно разбирающего повесть и демонстрирующего на конкретных примерах "крамольный" смысл ее сцен и образов, обосновывалось наложение ареста на XVI и XVIII сб. "Знания", содержащие главы произведения, и предписывалось возбудить судебное преследование против автора и лиц, виновных в напечатании его (АГ). См. также 8, 438--440.

(АГ).

4

5 Против кн. М. П. Арцыбашева "Санин" в связи с выходом в свет второго издания романа (1908) было возбуждено судебное преследование по статье о порнографии.

Раздел сайта: