Кондурушкин С. С. - Горькому М., 12 (25) ноября 1908 г.

Кондурушкин - Горькому

СПб. 12 [25] ноября 1908 г.

Дорогой Алексей Максимыч.

Давно не писал Вам. Много раз начинал, и деловой разговор давно на языке вертелся, да как-то настроение не складывалось. Пусто в этом году в Петербурге... Но начну с дел.

Прежде всего имею просьбу: не откладывайте, пожалуйста, "Моисея" дальше 25 сборника. И деньги нужны, да и нравственная нужда,-- заждался я его.

Второе дело отчасти вытекает из первой просьбы. После выхода "Моисея" в начале 1909 г. я хотел бы издать второй том рассказов. Таковой могли бы составить: В сетях дьявола, Огарок, Сначала, Забастовка, Наяву, Отъезд, Звонарь, Шутка и Моисей. Всё это в оттисках я посылаю вслед за письмом.

Конечно, если появление "Моисея" в сборнике моих рассказов через 2--3 месяца после выхода в сборнике "Знания" нарушит интересы издательства, значит, просьбу мою отставить. Но тогда есть еще комбинация для издания сборника рассказов все-таки в этом сезоне и без "Моисея". В течение ноября и декабря месяцев я напечатаю в журналах два рассказа, вместе с которыми и без "Моисея" материал для обычного тома - сборника "Знания" будет достаточный! Рассказы разобьются на два отдела. Одни из них, начиная с "Отъезда", касаются жизни русской деревни и города, а вторые - из Сибири и с Афона. Пишу же об этом заранее потому, что не торопясь всякое дело выходит лучше. Конечно, мне придется еще усиленно прокорректировать все рассказы, даже кое-что изменить и переделать.

К. П. Пятницкому я о сем написал1. Написал потому, что увидеть его за последнее время дома трудно. Он собирается к Вам со дня на день с июля. В сентябре говорил мне, что едет на днях, и я передал с ним для Вас свою фотографию.

А Вы до сих пор фотографии своей мне не прислали. Конечно, обещанного три года ждут, но я все-таки рассчитываю, что Вы пришлете скорее обещанного обычаями срока.

А за сим расскажу Вам свои мечты. Мечтаю я летом поехать на Новую Землю2. Хочу посмотреть, каковы там небеса и земля, люди и звери. Напишу Вам оттуда лучший подарок - прозрачную бирюзу полярных морей, птичий след у скалистых утесов, томление невечернего света и могучие вздохи океана. А Вы взамен того уважьте, напишите про Капри.

И еще мечтаю написать последнюю неделю жизни Христа и Иерусалим. Одной из центральных фигур около Христа будет Иуда, но не тот туманный андреевский Иуда3, а Иуда - иудей того времени, борец за народную свободу, по нынешнему - революционер. Как он, так и лучшие из фарисеев предали и убили Христа за то, что он своей проповедью о непротивлении, о воздаянии кесарево - кесареви, всем своим учением понижал народное настроение борьбы за еврейскую самостоятельность и т. д.

Конечно, эти картины ярче восстали в моем воображении, зашевелились под влиянием андреевского Иуды. Но роль последнего была отрицательная. Там много досадно выдуманного.

Думается мне, что и после Андреева я мог бы написать интересно. Как Вам кажется, напишите, пожалуйста. Не самообольщаюсь ли я? Пока обдумываю.

Никак не могу себе представить, что Вам понравился амфитеатровский "роман для сцены" - "Княгиня Настя"4. Все это так плоско и... так ненужно. Ни одного живого слова, ресторанное остроумие и вырезанные из картона люди. М[ожет] б[ыть], одна княгиня Настя рельефится на сантиметр выше картонной поверхности, но сколько раз появлялась она в русской литературе многократно ярче, в штанах и в юбке... Таково не только мое личное мнение, но и поголовно всех, с кем мне пришлось до сих пор встречаться.

Ваша "Жизнь ненужного человека" мне нравится очень до смерти Раисы. Это - от художника Горького. Остальное - от сыщика (сообщившего Вам свою историю).

без этого не обойтись. Увы, никогда не слушались хорошего совета притчи Христовой о пшенице и плевелах: "Оставьте их расти обоя купно до жатвы"5. Нет, дерут, варвары, с плевелами и пшеницу.

Приехал в П[етербур]г В. Г. Короленко. Недавно с ним виделись. Он интересовался здоровьем Вашим, расспрашивал о Ваших настроениях. Насколько мог, я удовлетворил его любопытство. Он стал седой. Стареет. Ах,

Сегодня в религиозно-философском обществе доклад о богоискании по поводу Вашей "Исповеди" 6

Ну, до свидания, дорогой Алексей Максимыч. Передайте привет Вашей супруге и будьте здоровы. Жду письма от Вас, как Вы живете, что работаете и все, что найдете про себя написать. Все сие весьма интересно.

Ваш С. Кондурушкин

В[асильевский] О[стров], 6 л[иния] 27, кв. 24

Примечания

1 "Хотел поговорить с Вами насчет издания 2-го тома рассказов моих. После выхода в сборнике "Моисея", в январе или феврале 1909 г., я хотел бы издать второй том. Объемом он будет немного больше "Сирийских рассказов" <...> Выяснили ли относит[ельно] "Моисея". Убедительно прошу не откладывать его позднее 25 сборника" (АГ). "Моисей" был напечатан в XXV сб. "Знания" (вышел в свет 12/25 дек. 1908 г.). Второй том "Рассказов" Кондурушкина выпущен "Знанием" 11/24 ноября 1909 г. (на титульном листе: 1910 г.). Во второй том вошли произведения: "Моисей", "Без берегов", "В сетях дьявола", "Огарок", "Забастовка", "Во мраке ночи", "Звонарь", "Шутка" и "Наяву".

2

3 Речь идет о повести Л. Н. Андреева "Иуда Искариот", законченной им на Капри 24 февраля 1907 г. и впервые напечатанной в XVI сб. "Знания" (1907). В повести отразились пессимистические настроения Андреева после поражения революции 1905 г. У Андреева Иуда единственный верный ученик Христа среди апостолов. Иуда предает Христа потому, что темная, нищая духом народная масса способна воспринять воплощенную в Христе "истину", не иначе как став очевидцем "чуда воскресения". Произведение Кондурушкина об Иуде нам не известно. Возможно, это неосуществленный замысел. Отрицательное отношение Кондурушкина к учению Христа о "непротивлении" позже нашло отражение в его повести "Монах". См. п. 33, прим. 8.

4 "Княгиня Настя. Роман для театра в 4-х действиях и 5-ти картинах" Амфитеатрова и повесть Горького "Жизнь ненужного человека" впервые опубликованы в XXIV "Знания", (вышел в свет 3/16 нояб. 1908 г.).

5 Евангелие от Матфея. Гл. 12, ст. 30.

6 Собрание Религиозно-философского общества в Петербурге было перенесено на 13/26 ноября 1908 г. На этом заседании с докладом "Народ и интеллигенция" (первоначальное заглавие в рукописи: "М. Горький и народ (по поводу "Исповеди" М. Горького)" выступил А. Блок и студент-филолог Г. А. Баронов, представивший доклад "Обожествление народа (по поводу "Исповеди" М. Горького)". Предполагавшиеся прения по докладам Блока и Баронова были запрещены полицией, но состоялись на следующем закрытом заседании Общества 25 ноября / 8 декабря 1908 г. Под заглавием "Россия и интеллигенция" доклад Блока был впервые напечатан в журн. "Золотое руно" (1909, No 1). По мнению Баронова, Горький в "Исповеди", якобы сознавая недостаточность "реальных" оснований своего социализма, стремился утвердить его "мистически" (Слово. 1908. No 622. 16 нояб.). Возражая Баронову, Блок подчеркивает, что в "Исповеди" "ценно то, что роднит Горького не с Луначарским, а с Гоголем; не с духом современной "интеллигенции", но с духом "народа". Это и есть любовь к России в целом, которую, может быть, и "обожествляет" разум Горького, попавший в тенета интеллигентских противоречий и высокопарных "боевых" фраз, свойственных Луначарскому..." (Блок А. "Исповеди" в Религиозно-философском обществе вызвали у Горького чувство раздражения. В конце декабря 1908 г. (первой половине янв. 1909 г.) он писал Е. П. Пешковой: "Идут беседы об "Исповеди" в религиозно-философском о[бщест]ве: что это за пошлость, что за нищета мысли, какое лицемерие!" Т. IX. С. 59).

Раздел сайта: