Савельев М. - Горькому М., 2 декабря 1913 г.

Савельев -- Горькому

[Петербург. 2 декабря 1913 г.]

2-го декабря

Дорогой друг!

Получили Ваше письмо122, получили также стихи и рассказы123, за все большая благодарность. Вы писали нам, что, может быть, дадите что-нибудь на декабрь124. Если бы Вы могли прислать нам что-нибудь для декабря теперь же - было бы очень хорошо, так как собираемся книжку "Просвещения" (дек[абрь]) выпустить до Рождества.

Очень большие надежды на 1914 г., все будет зависеть от того, как пойдет подписка. Рассылаем около 35 000 переводов125, послали предложение обмениваться объявлениями в целый ряд провинциальных газет. Может быть, пустим некоторую публикацию в "Речи", "Дне" и т. д.

Очень жалко, что не налаживается литературно-критический отдел в журнале. В этой книжке хотели поместить статейку о задачах театра в связи с Вашим письмом126, обратились к Каменеву, он не изготовил, обратились к Фриче - пока никакого ответа. В наших палестинах появился Тихон[ов]127, может быть, через него можно будет сделать что-нибудь подобное.

В прошлом письме128 я писал Вам относительно того, что тут имеется группа рабочих беллетристов, хотели бы как-нибудь получить доступ к читателю... Многие из них сотрудничают в "Правде", да там уделяется беллетристике очень мало места.

Состав No-а 12 получился довольно разнообразный. Кроме 2-х беллетристических рассказов129, будет еще помещено: отрывки из переписки Маркса с Энгельсом130; статья Ю. Стеклова о французских черносотенцах и рабочем классе, статья о двух теориях кризисов Т. Барановского и Гильфердинга131, ст[атья] В. Ильина "По национальному вопросу" 132 и т. д.

В ближайших книжках, вероятно, будут статьи историка Покровского, опять И. И. Степанова и т. д.

Привет

И.133

(АГ)

Примечания

С 1 по 3 номер 1914 г. в "Просвещении" печаталась частями повесть о революции 1905 г. "Год Нюсиной жизни" А. П. Скляренко (под псевдонимом "Марусин").

Само обращение к теме 1905 г. с 1-го номера - в нем появилось еще и стихотворение Кожевникова, посвященное памяти павших борцов ("Ряд тяжелых решеток, монументы и плиты..."), - было не случайным. Так отмечал журнал очередную годовщину 9 января и первой русской революции, напоминая о революционных традициях пролетариата.

Алексей Павлович Скляренко134, профессиональный революционер, большевик, впервые выступил в печати с очерками о ссылке "С далекого севера", написанными во время его пребывания в Архангельской губернии (Северный вестник. 1898. No5--7).

В годы реакции революционер снова оказывается в ссылке, в Вологодской губернии. Там были написаны рассказы "За решеткой" и "Приемный покой" (Вестник Европы. 1911. No 1, 4) - о чудовищном тюремном быте, пережитом им самим не бесследно. За протест против издевательства над заключенной Скляренко был жестоко избит и впоследствии тяжело болел.

В "Звезде" и "Правде" Скляренко выступал со статьями на политические темы, печатал и беллетристические вещи.

Очерковая повесть, помещенная в "Просвещении", имела документальную и автобиографическую основу. В 1905--1907 гг. Скляренко жил и вел революционную работу в Саратове. События рабочего движения тех лет и воссозданы в "Годе Нюсиной жизни". Главная героиня повести Нюся - 4--5-летняя дочка рабочего-революционера Михаила Ивановича Егорова. Через ее детское восприятие и показаны события бурного революционного года.

Герои Скляренко: рабочий-пропагандист Михаил Иванович Егоров, его брат Николай, кузнец Вакула - душевно сильные, бесстрашные, цельные люди. Во время обыска и ареста они ведут себя смело и решительно. Но главное в повести - атмосфера человечности и доброты, взаимоуважения, заботы о близких, о детях, которая свойственна рабочим семьям Михаила Ивановича и его брата. В этом нравственном повороте несомненна и полемическая направленность повести: в литературе и публицистике того времени, в противовес веховской клевете на революцию и революционеров, появляются произведения, в которых мир революционеров показан как истинно и глубоко человечный.

Теме революции был посвящен и рассказ Вл. Войтинского "Луч света среди ночи" (Просвещение. 1914. No 4). Произведение печаталось как глава из повести "Волны" (см.: Г--Войт, предисловие к переписке). В первоначальные планы редакции публиковать предложенное Войтинским произведение135

В начале 1914 г. редакция "Просвещения" стремилась осуществить план расширения литературно-критических публикаций: в No 2 печаталась полемически направленная статья "Пролетарская культура в ликвидаторском освещении" за подписью "Т. М."136. Редакция предполагала продолжить дискуссию о пролетарской культуре в следующих номерах журнала, о чем сообщалось в примечании к статье. Редакция хотела привлечь к дискуссии Горького. Об этом известно из письма А. И. Елизаровой В. И. Ленину от 30 июня 1914 г.: "Горький обещал дать осенью рассказ книжки на 3--4. Обещал также статью о культуре и пролетариате"137. Закрытие журнала в начале войны помешало этому.

В 1914 г. Горький привлекает в "Просвещение" новых авторов. Среди них Алексей Липецкий, А. Богданов, Лев Гумилевский и поэт, выступающий под псевдонимом "Железнодорожник".

"Просвещения" за 1914 г., оказавшийся предпоследним (журнал закрылся на No 6). Для Л. Гумилевского, как и для М. Герасимова, это было первое выступление в печати. Его рассказ "В литейной" привлек внимание Горького, видимо, суровой правдой изображения труда рабочего (чтобы избавиться от невыносимо тяжелого труда, рабочий готов на умышленное увечье, но оно оказывается для него непоправимо тяжелым). Уже в этом, одном из самых ранних опытов Гумилевского ярко выступили некоторые из существенных черт его мировосприятия и художественной манеры. Рассказ продолжал намеченную выступлениями Б. Тимофеева, И. Вольнова, М. Рослякова линию сурово реалистического изображения современности.

Свое выступление в печати с одобрения Горького, да еще в марксистском органе, Гумилевский даже спустя многие годы считал знаменательным: тогда с первого же, хотя и робкого шага начался его путь в будущую советскую литературу. Поэтому так показательны воспоминания Л. Гумилевского уже 30-х годов о начале творческого пути, органически связанного с Горьким и "Просвещением":

"Знакомство мое с Горьким началось перепиской, точнее, посылкой Алексею Максимовичу двух моих маленьких рассказиков, с традиционным вопросом: есть ли у автора способности, стоит ли ему продолжать дальше?

Горький находился в Италии, я жил в Саратове. Горький - знаменитый писатель, я - студент, исключенный за невзнос платы из университета. С великим изумлением получил я письмо Горького.

Алексей Максимович писал, что судить по присланным рассказам трудно, писать их легко и пишут их много. Удивил его чрезвычайный пессимизм автора. Указывая на это, Горький и заканчивал письмо афористически:

"В двадцать два года - это даже для русского рано".

Письмо относится к 1912 г. Я не располагаю подлинником: оно, как и другие, находилось в моем архиве, взятом у меня, якобы, на хранение каким-то самозванцем. Это, значит, рано или поздно, эти письма появятся на свет138. Но содержание письма, разумеется, я помню очень хорошо.

Годным для печати показался мне один рассказ под заглавием "В литейной". Сообразуясь с его содержанием, я послал его в конце следующего, 1913, года в редакцию журнала "Просвещение" <...> Прошло довольно много времени, пока я получил ответ Редакции. Он начинался с извинений за задержку ответа, так как "рассказ находился у Горького", и кончался сообщением, что рассказ будет напечатан в одном из ближайших номеров журнала. Ждать пришлось недолго. Рассказ появился в майской книжке за 1914 год с оглавлением на обложке. Оглавление начиналось с моего имени, и я целый месяц с гордостью посматривал в выставленную в витрине магазина книжку "Просвещения", прохаживаясь по Немецкой улице, главной в Саратове" (АГ).

"Просвещение" вместе с Горьким как организатором его беллетристической части на деле решали задачу объединения революционных сил литературы. Возникали и закреплялись связи с молодыми писателями, продолженные затем в других марксистских изданиях - прежде всего в журнале "Летопись". Произведения, печатавшиеся в "Просвещении", закрепляли первые успехи нового поколения демократических и революционных писателей, главным образом прозаиков. Для многих из них страницы "Просвещения" открывали путь в литературу. При всем несовершенстве публикаций молодых, еще неизвестных писателей они дают возможность увидеть, как формировалось новое - пролетарское - направление литературы, отражающее процессы революционных изменений в русской жизни, оптимистическое мироощущение самых передовых слоев народа.

Уже в начальный период развития пролетарской литературы отчетливо прослеживается стремление Горького приобщить молодых литераторов к величайшим ценностям литературы, прежде всего - русской. Не узко цеховая, а широкая ориентация в овладении наследием - таков завет Горького в создании нового искусства в те далекие годы первого десятилетия XX в. Еще предстояли трудные поиски и ошибки. Но именно такой подход был плодотворен. Спустя десятилетие его необходимость подчеркнет И. Вольнов в письме И. Касаткину 22 октября 1923 г.: "Организации кружка крестьянских писателей мало сочувствую, но от участия не отказываюсь. Не сочувствую, т[ак] к[ак] не понимаю, как можно быть крестьянским, пролетарским, дворянским, поповским писателем,-- можно быть только русским писателем, но и это недостаточно (так иной раз кажется), - надо быть даже не русским, шведским, английским, царевококшайским писателем, а просто писателем. Из этого заключайте, что мне до смерти хочется быть мировою известностью. Я знаю, что этого не будет, не жалею об этом, но мысли, которыми я делюсь с Вами, мною долго продумывались" 139.

В этой мечте И. Вольнова можно и нужно видеть также результат наставничества Горького.

122 Письмо Горького не найдено. Данное письмо Савельева печаталось в кратком изложении в ЛЖТ (вып. 2, с. 390).

123 "Просвещения" за 1913 г. появились следующие произведения: М. Горький "По душе"; Л. Старк "Радость", "Предчувствие"; Ив. Вольнов "После смены"; Дм. Семеновский "Безумцы"; Д. Бедный "Друзьям", "Казенный заказ"; Кир. Волгин "Проститутка".

124 В декабрьском No журнала произведения Горького не появились.

125 Имеются в виду бланки переводов денег на подписку.

126 Имеются в виду ст. Горького: "О "карамазовщине". Письмо в редакцию" (Русское слово. 1913. No 219. 22 сент.) и "Еще о "карамазовщине". Открытое письмо" (Русское слово. 1913. No 248. 27 окт.). Статья, о которой пишет Савельев, в журнале не появилась.

127 А. Н. Тихонов.

128

129 В номере был напечатан рассказ М. Рослякова "Старики" и ряд стихотворных произведений: Д. Бедный "Клад", "Волк-правитель"; М. Герасимов "Рабочему", "Заводской гудок"; Кир. Волгин "Утро в горах".

130 Печатались в No 11 и 12 за 1913 г.

131 Ст. Ю. М. Стеклова "Французские черносотенцы и рабочий класс" печатались в No 11 и 12; речь идет также о ст. Г. Чудновского "Две теории кризисов"; печаталась в No 11 "Просвещения" за 1913 г.

132 Имеется в виду ст. В. И. Ленина "Критические заметки по национальному вопросу", печаталась за подписью "В. Ильин" (No 10, 11, 12).

133

134 Подробные сведения о биографии и деятельности - в сб., посвященном памяти революционера: Старый товарищ Алексей Павлович Скляренко (1870--1916): Сб. статей. М" 1922.

135 См. об этом выше в п. Савельева Горькому.

136 Выступление было направлено, в частности, против статьи А. Н. Потресова "О литературе без жизни и о жизни без литературы", появившейся в "Нашей заре" (1913, No 4, 5, 6).

137 См.: Большевистский журнал "Просвещение". М., 1955. С. 16.

138 ЛН (т. 70, с. 147--148).

139 ЦГАЛИ,

Раздел сайта: