Герасимов М. - Горькому М., 8/20 августа 1914 г.

Герасимов - Горькому

[Париж. 8/20 августа 1914 г.]

Paris, 20 aout

Очень стыдно мне писать Вам, дорогой Алексей Максимович, письмо в таком духе, но бывают времена, когда приходится, скрепя сердце. Мало даже надежды, что Вы его получите, но хватаешься за все, а Вы единственный, к кому я могу обратиться.

В двух словах - мы голодаем: я, жена, ребенок и вообще публика.

Не решаюсь описать подробно положение русских, рабочих и нерабочих,-- ввиду вероятной цензуры писем (т. к. Париж - на осадном положении). Скажу только - мы поставлены в такие условия, что или помирай с голоду, или "добровольно" иди в солдаты.

Жизнь страны совершенно заглохла. В одном Париже 600 000 безработных. Почти все магазины закрыты.

Мне с "Просвещения" полагается получить небольшой гонорар за рассказик и стихи, писал им несколько раз - безрезультатно. Если бы Вы, Алексей Максимович, сказали им, они наверняка прислали бы, если нельзя переводом, то телеграфом.

О литературных делах не спрашиваю, должно быть, все сложено на полки.

Желаю Вам доброго здоровья, с товарищеским приветом

Михаил Герасимов

P. S. Может, уйду на войну раньше получения ответа, адрес на всякий случай таков: M-me Guerassimoff-Schtammer, 31-bis, rue d'Alesia, Paris (АГ)

Примечания

В поисках средств к существованию Герасимову пришлось стать волонтером французской армии. Горький, потеряв с ним связь, желая помочь, разыскивал его через отца 95.

Другой молодой поэт, рекомендованный Горьким в "Просвещение" и деятельно поддерживаемый им,-- Д. Н. Семеновский. Знакомство - заочное - Горького с ним состоялось в начале 1913 г. (см. XXIX, 303). Прочитав присланное Семеновским, одобрив его поэтические опыты, Горький направил некоторые из них в "Просвещение". С No 6 1913 г. там печатались стихи Семеновского: "На ярмарке" и "Поэту" (No 6), "Весенний перезвон" (No 7), "Все тебе" (No 10), "Безумцы" (No 11). Горький рекомендовал Семеновского в "Современный мир", "Вестник Европы". Он просил Е. К. Малиновскую о необходимой помощи молодому талантливому поэту96. Письма Горького Семеновскому 1913--1914 гг. содержат щедрые и нужные для молодого поэта советы, высотой требований раскрывают большую творческую перспективу. В них и программа развития всей революционной поэзии. Горький пишет: "Русь нуждается в большом поэте. Талантливых - немало, вон даже Игорь Северянин даровит! А нужен поэт большой, как Пушкин, как Мицкевич, как Шиллер, нужен поэт-демократ и романтик, ибо мы, Русь,-- страна демократическая и молодая" (XXIX, 304).

О внимании к себе Горького в эти годы (да и впоследствии) Семеновский расскажет потом в воспоминаниях "Письма и встречи"97. Горький откликался на каждое обращение молодого поэта: более тридцати писем его к Семеновскому относятся только к 1913--1917 гг. Ответные письма поэта (их тоже много) интересны как свидетельства постепенного роста его98. В общении с Горьким расширялся круг его интересов - общественных и литературных. Горький настойчиво советовал, обращаясь к классике, подходить к современной литературе с высокими требованиями. Это вызывало живой отклик у молодого поэта. Вот характерный отзыв в одном из писем: "Читал Пушкина и Гейне, который на меня произвел огромное впечатление. Особенно понравилось "Лирическое интермеццо", хотя перевод, кажется, тяжелый. Какое жгучее, глубокое чувство в этих стихах" (АГ). Мир современной литературы захватывает Семеновского. Он восторгается Блоком, с увлечением, даже чрезмерным, восхищается "естественной красотой" поэзии Клычкова, что критически отмечено Горьким в "строгом письме" к Семеновскому. В поле зрения Семеновского - и другие явления литературы: "Хорошо пишет Всев. Кожевников",-- упоминает он в одном из писем, а в другом: "Хорошо пишет Ив. Вольный, крепкий и меткий язык" В ряде писем Семеновский признается и в огромном значении для него произведений Горького". Вот показательный отзыв из неопубликованного письма: "Ваше "Детство" прекрасно, я благоговею перед ним. Как рельефны и выпуклы лица, сколько поэзии, бабушка - прелесть" (АГ).

"Пролетарии" вызвало ряд достаточно серьезных замечаний. В рукописи его Горький вычеркивает лишнее, выделяет подчеркиванием главные погрешности стиля - повторение одних и тех же слов, несоответствие избранных эпитетов теме, построения фразы ведущей интонации. Например:

Слышишь в грозном затишье отдаленный мерный гул?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
отдаленный [от] гул {*} бесчисленных ног?
То идут батальоны, неуклонны, как рок,
безотвратны. Все тревожней их шум.

{* Слово вписано Горьким, а заключенные в квадратные скобки - вычеркнуты им.}

Припиской на полях писатель подытожил свои замечания: "Следовало дать больше гулких, тяжелых слов" (АГ).

"Весенний перезвон" было рекомендовано Горьким в "Просвещение", но и его писатель подвергал строгому критическому разбору. Последние четыре строки первой части Горький предложил сократить: "Конец - сладок, излишен",-- пояснил он на полях рукописи. Придирчиво отношение писателя и к рифмам - подчеркиванием он выделяет рифмы беззвучные, нечеткие: "в поле ли" - "пролили", "стрелены" - "зелены", "дымные" - "переливные". Оценку интонации стихотворения Горький выразил в заметке на полях: "Клюева читали? Это можно бы написать короче, ладнее" (АГ).

В творчестве каждого из привлекаемых в "Просвещение" - начинающего Дм. Семеновского, поэта-рабочего С. Астрова, партийца-студента поэта Л. Старка - Горький стремился выявить широту восприятия мира, духовное здоровье, жизненный оптимизм, - по его убеждению, коренные свойства истинно демократического мировоззрения.

Оптимистический настрой отличает большинство стихов Семеновского, появившихся в "Просвещении". Одно из лучших - "На ярмарке". Солнечная картина сельского праздника по своей романтической стилистике близка Горькому. По-горьковски активна поэтическая декларация Семеновского "Поэту". В духе традиции, воспринятой от Горького, молодой поэт провозглашает задачи революционного искусства, зовущего к преобразованию жизни. Уподобляя поэта ткачу, Семеновский выражает мысль о связи демократического, народного искусства с идеями революции:

Ткач узорных песен из цветистых нитей,
Вей еще искусней трепетную вязь <...>


Заревом багровым ало расцвети...

Сей по черной ниве брызги жгучих зерен,
Жаль огнистым словом, проклинай и плачь,--

Тки еще цветнее, вдохновенный ткач!

Из письма в письмо Горький не случайно повторяет Семеновскому один и тот же совет: "... любите свою душу свободной, учитесь у всех - не подражайте никому. Слушайте всякие советы - делайте по-своему" (XXIX, 324).

Проходя еще ступени ученичества, молодой поэт немало подражал. Так, одно из стихотворений цикла "Безумцы" - "Обреченный" - являлось попыткой решения революционной темы средствами символистской образности:

Он - пленный рыцарь... Смотрит в твердь,

Он отдал все прекрасной Даме,
Чье имя - Правда. Завтра - смерть.

Многословие, отвлеченная образность, а больше всего, конечно, скованность "современной бутафорией и театральщиной", как писал Горький в одном из писем (XXIX, 316), помешали поэтическому выявлению революционной темы "безумства храбрых".

"Просвещения" самое большое место занимают стихи, выражающие, как правило, с помощью аллегории или символа готовность к революционной борьбе, ожидание революционных перемен. Очень характерно это для поэтических произведений С. Астрова и Л. Старка. В No 3 "Просвещения" за 1913 г. появляется стихотворение Астрова "Утро", а в 1914 г. - "В весеннем венке" (No 2), "Солнце и сердце" (No 3), "Апрель" (No 4). Астрова Горький горячо рекомендует и журналу "Современник": в No 1, 2 и 8 за 1913 г. там будут напечатаны его стихи. В письме Е. А. Ляцкому 10/23 января Горький, высказываясь о такой важнейшей, по его мнению, задаче журнала как борьба с общественным пессимизмом, обращал внимание редактора журнала на стихи Астрова, ценные своим бодрым духом. В связи с этим Горький и просил поместить стихи Астрова рядом со своим рассказом "Кладбище" как близкие по настроению (Г--Ляц, п. 49).

95 См. об этом сведения в п. Горького П. Н. Герасимову, июль, до 22, 1915 г., и ответном письме его от 23 июля 1915 г. (АГ). Три письма Герасимова к Горькому, а также письмо отца Герасимова Горькому опубликованы: МИ. Т. 1. С.

96 См. об этом: Арх. Г. Т. XIV. С. 352.

97

98 "Волга" (1968, No 3, с. 41--55) при участии вдовы поэта В. В. Семеновской с прим. П. В. Куприяновского. Далее цитируются неопубликованные письма.

Раздел сайта: