Савельев М. - Горькому М., середина октября 1913 г.

Савельев - Горькому

[Петербург. Середина октября 1913 г.]78

Дорогой друг!

Получил Ваше письмо. С романом "Волны"79 вышла маленькая ерунда. Он послан был для "верности" с оказией. А вышло, как это и всегда бывает в таких случаях, как раз наоборот. "Наши друзья" 80 заинтересовались, захотели прочитать, да чуть было и не зачитали. Во всяком случае он теперь должен находиться у Вас. Автор ничего не имеет против переделок и сокращений. Да без сокращений его нельзя было бы поместить уже из-за цензурных соображений. Первая глава этого романа у нас на всякий случай уже набрана, и вот, если Вы принципиально выскажетесь за принятие романа и ничего не будете иметь против помещения первой главы так, как она есть, то мы ее тогда пустим в ближайшем No.

В настоящее время здесь опять выплыл на сцену кружок рабочих литераторов81, кое с кем из них встречаюсь. Они все время носятся с мыслью получить доступ к литературе, а то печататься им почти совсем негде. Озлоблены на "интеллигенцию" - так наз[ываемую], и на разного рода издателей: страшно "затирают", не дают "хода" и т. д., - вот как приблизительно относятся даже к нашим изданиям. Носятся они с мыслью издавать литературный журнал. - Но вещь эта весьма хитрая, для постановки такого журнальчика нужны и силы и средства. Одно время они довольно усиленно присылали свои стихотворения в "Просвещ[ение]"; я пересылал Вам их, получал с пометкой, что "слабо", "не подходит" и т. д., да и верно - вещи слабые, но что же делать? Как поощрить? У меня мелькала мысль создать что-нибудь вроде приложения к журналу, давать время от времени один лист для начинающих рабочих беллетристов. Правда, если их выделять из других, получается как-то обидно: что же в журнале проводится какое-то деление на черную и белую кость. Но они лично на это пошли бы охотно, лишь бы иметь возможность доступа к читателю.

Может быть, Вы могли бы со своей стороны что-нибудь выдумать, хотелось бы им помочь, я охотно могу вступить с ними в более тесное общение...

При этом письме прилагаю вырезку двух резолюций, которые были присланы на ред[акцию] "За правду", возможно, что вызовут они и еще целый ряд...82 К этой книжке не успели, а в следующей поместим ст[атью] Каменева о задач[ах] театра и отношении к литераторам из "Биржевки", которую он обещал написать83.

Привет (АГ)

Примечания

Обсуждение с Горьким вопроса о помощи кружку рабочих беллетристов, группирующихся вокруг большевистских изданий,-- факт показательный для работы редакции "Просвещение". Марксистское издание на деле выступало собирателем творческих сил демократии, самого левого ее крыла - пролетарского.

Поэтические произведения печатаются в журнале постоянно, круг авторов все время расширяется.

Почти из номера в номер в журнале появляются басни Д. Бедного. Его басни - это острые политические сатиры. Пролетарский баснописец клеймит весь аппарат дворянско-буржуазной власти России как преступный в отношении к народу ("Воры", "Свеча", "Ослы", "Молитва", "Портрет"), Каждая из басен Бедного прочитывалась в острозлободневном аспекте. Так, в "Свече" подразумевался обман народа манифестом 17 октября 1905 г.: вместо обещанной, как говорится в басне, "стопудовой свечи" - конституции, народу достался жалкий копеечный огарок. За публикацию басни No 2 журнала за 1913 г. был конфискован. В басне "Урожай" Бедный разоблачал эксплуатацию народа церковью: произведение появилось в момент общественных дебатов о месте религиозных учреждений в государственной системе в связи с участием церковнослужителей в выборах в Государственную думу.

Д. Бедный пишет о чудовищной эксплуатации народа (басня "Благодетель"), откликается на тему роста пролетарского сознания (басня "Клад", стихотворение "Друзьям").

Самобытную манеру сатирического дарования Д. Бедного высоко ценили передовые современники, его басни пользовались популярностью в рабочей среде. В отзывах рабочих на анкету "Просвещения" басни Бедного отмечены среди лучших выступлений беллетристического отдела84.

Революционная непримиримость писателя вызывала нападки на него не только в лагере врагов, но и "друзей". Так, со статьей против баснописца выступила ликвидаторская "Наша заря", пытаясь доказать нехудожественность, лубочность его манеры. Ответом на этот выпад явилась басня "Утешение" (Просвещение. 1913. No 5), в которой поэт утверждал право искусства на жгучую правду жизни.

Басни Д. Бедного выражали наиболее ярко общественно-политическую линию поэзии "Просвещения"85. По-своему ее представляли и другие поэты: Вс. Кожевников, М. Герасимов, Дм. Семеновский, Л. Старк.

Дважды печатаются в "Просвещении" стихи Вс. Кожевникова, часто выступавшего в "Правде": в No 3 за 1913 г., как уже говорилось, появляется его стихотворение "Городу", в No 1 за 1914 г. - стихотворение "Ряд тяжелых решеток, монументы и плиты..." Оба стихотворения написаны в традициях романтической лирики. В сурово-мужественных и скорбных интонациях высказано в стихотворении Кожевникова раздумье над могилами революционных борцов:

Ваша вера живая затаилася с вами,
Не она ль с каждым годом многолюдней, шумнее
У высокой могилы собирает поминки? <...>
И в послушных пролетах колокольни пугливой
Ваши речи порою отдаются набатом!..

такого содержания, трагического колорита особенно характерны для лет реакции), но и соединялось с призывом к новой борьбе. Таково и стихотворение Кожевникова: оно воплощает мысль об исторической памяти пролетариата - бойцы не забыты, жертвы не напрасны, час революционной расплаты придет.

Кожевников - постоянный автор "Современного мира", через Иорданского он пришел в "Звезду", а оттуда - в "Просвещение". Стихи Кожевникова, как об этом можно догадаться по письму Савельева от середины октября 1913 г., пересылались Горькому из России. Они вызывали интерес Горького и потом, при подготовке сборников пролетарских поэтов.

С горячим сочувствием отнесся Горький к судьбе М. П. Герасимова, рабочего, участника революции 1905 г., вынужденного после нее эмигрировать. Позднее в автобиографии Герасимов, уже известный советский поэт, писал, что начал он печататься именно в "Просвещении"86.

Переписка Герасимова с Горьким началась, вероятно, во второй половине 1913 г. В No 12 "Просвещения" уже появились стихи "Рабочему" и "Заводской гудок", в No 1 за 1914 г. - "У витрины".

В стихах М. Герасимова городская тема, как правило, решается в остросоциальном плане: поэт говорит о тяжелой жизни рабочего, призывает к решительной борьбе. Таковы стихотворения "Рабочему" и "Заводской гудок". Герасимов затрагивал и повседневность городской жизни беднейших слоев. Одно из таких стихотворений - "У витрины". В нем - человечески чистое чувство, поэт обеспокоен судьбой деревенской девушки, предупреждает ее от соблазнов дорогих витрин, удовольствий города:

... Цветком ты будешь средь цветков,
С благоуханною волною
Умчишься в мир весенних снов.
Уйди же! За твоей спиною
Растет довольный, пошлый смех,
Бульвар с змеиной головою
Зовет тебя на страшный грех!

Стихи начинающего поэта еще во многом несамостоятельны и несовершенны. В стихотворении "У витрины" это особенно ощутимо в попытке применить к теме, традиционной для демократической литературы, приемы символистского характера.

Одно из сохранившихся писем Герасимова к Горькому относится, видимо, к концу 1913 г.

78 Датируется по сопоставлению с п. В. И. Ленина Горькому от начала ноября н. с. 1913 г., в котором говорится о пересылке ему рукописи Войтинского (В. И. Ленин. Т. 48. С. 224), а также по упоминанию откликов на статью писателя об инсценировке "Бесов" Достоевского. Письмо в кратком изложении см.: ЛЖТ. Вып. 2. С. 383.

79 Речь идет о рукописи В. С. Войтинского. См. в предыдущем п. Савельева, а также дальше в сообщении. См. также: Г--Войт (предисловие).

80 Речь идет о членах заграничной редакции "Просвещения".

81 Литературный кружок при народном доме Паниной. См. о нем: Брейтбург С. М. "Наши песни" (вторая была конфискована). Члены кружка стали участниками и первого "Сборника пролетарских писателей", организаторами и редакторами которого были Горький и А. Н. Тихонов.

82 Имеются в виду отклики на статьи Горького о постановке "Бесов" в Художественном театре. В газ. "За правду" по этому поводу появилась ст. А. Витимского (М. С. Ольминского) "Поход против Горького" (1913, 4 окт.).

83 Такой статьи в "Просвещении" не появилось.

84 См. отзывы рабочих в ст. "Наша анкета" (Просвещение. 1914. No 3. С. 108).

85 О месте творчества Д. Бедного в становлении пролетарского искусства подробно говорится во многих исследованиях. Среди них:

86 ЦГАЛИ, ф. 1374, оп. 2, ед. хр. 1.

Раздел сайта: