Чернов В. М. - Горькому М., около 20 января 1912 г.

Чернов - Горькому

[Феццано. Около 20 января 1912 г.]

Дорогой Алексей Максимович.

Наконец-то все наши телеграфные переговоры кончились. Будет журнал - и пока экстренно составляем январский No1.

2. Коцюбинского уже послали Волховскому для перевода3. Пишу статью об Изгоеве4; затем примусь за другую - о безжизненности нашей литературы и о подземных родниках настоящей, живой жизни. Для этой статьи жду с нетерпением обещанных Вами писем5.

Надеюсь, что, несмотря на спешку, в этом же No удастся составить и сносный обзор явлений текущей жизни67 Как она - кончили или еще нет? В "Речи" была заметка о том, как органы польского "Кола" встретили Вашу статейку в "Запросах жизни"8. Вот уж поистине пуганые вороны, которые при первой возможности оборотятся ястребами! Эти польские октябристы мне противнее русских. Наши, по крайней мере, цельны в своей гордыне "господствующей национальности", которая прет себе, не задумываясь о том, каково национальностям подвластным. А эти - сами на себе превосходно знают все невзгоды и унижения порабощенной национальности, а только и мечтают, как бы, выбившись, подмять под себя еще более меньшую братию. Выступление их в Думе по вопросу об избирательных правах евреев в царстве польском - это верх цинизма9.

Можно надеяться, что их выпады против Вашего проекта только посодействуют живому его обсуждению и отклику на него настоящих демократов всех национальностей. Но, думается, к этому вопросу и нам еще придется вернуться.

Передайте, пожалуйста, Коцюбинскому вместе с сердечным приветом от меня (он, кстати сказать, на меня произвел самое симпатичное впечатление), что дело наладилось10 11.

Повесть Бунина тоже думаем пустить в первой книжке12. Из научно-полит[ического] отдела есть содержательные статьи С. Зака и Н. Ракитникова13; первая - об рабочей программе в связи с типами промышленной эволюции, вторая - "Статистика или реклама?" - относится к итогам землеустройства по официальным данным. Жду еще нескольких статей из разных мест (о Раписарди из Рима14, о Толстом от Авксентьева1516 etc).

Итак - выступаем! Надеюсь, что, несмотря на спешку, мы и первым номером не ударим лицом в грязь.

Сердечно Ваш Виктор Чернов

Привет М. Ф.

Датируется по упоминанию заметки в газ. "Речь". См. ниже, прим. 8.

1 Первая книга "Заветов" вышла в конце апреля 1912 г., но, надеясь, что издание журнала начнется в январе, Чернов писал Е. П. Пешковой (в середине янв. 1912 г.): "Наконец-то все наши треволнения разрешились. После обмена телеграммами с Москвой вопрос о журнале окончательно решен в положительном смысле.

"Мысль", - но теперь, кажется, это будет либо "Зарницы", либо "Заветы"... На днях узнаю окончательно. Наши российские товарищи этой мелочи-то и не догадались до сих пор сообщить, хотя обо всем остальном написали довольно подробно. Много было мытарств, много было и спешки... Я думаю, Вы уж окончательно изверились в возможности в этом году появления нашего журнала. Признаюсь, и я был недалек одно время от того, чтобы отчаяться в его осуществимости. И все-таки!

Признайтесь, что мы-таки побили "рекорд быстроты". Доселе еще никому в такое короткое время не удавалось сорганизовать толстый журнал. Ведь когда месяца два тому назад мы "твердо вознамерились" начать в этом смысле действовать, у нас и денег-то не было ни гроша..." (АГ).

2 Речь идет о повести "Три дня".

3 Об этом же писал Горькому позже, 31 января 1912 г., Миролюбов: "Рассказ М. М. [Коцюбинского] послал в Лондон, Волховскому, хотел перевести хотя половину". В переводе Ф. Волховского "Тени забытых предков" М. Коцюбинского печатались в кн. 1--3 (апр. - июнь) "Заветов" (1912).

4 Упоминаемая ст. Чернова об Изгоеве под названием ""Умеренные" и "крайние"" была напечатана в первой кн. "Заветов" за подписью: Я. Вечев. Под этим псевдонимом Чернов вел в журнале серийный раздел политических фельетонов "Дела и дни". Отвечая на статью Изгоева (Русская мысль. 1911. Кн. XI), утверждавшего, что "левые" своими революционными делами помешали Витте в 1905 г. осуществить реформы, Чернов обвинял его и всю литературную группу "Русской мысли" во главе с Петром Струве в "идейном октябризме", ренегатстве. Политика их - "политика разоружения общества". Изгоев и К0 со своей "мистико-националистическо-постепенновской идеологией", писал Чернов, "пользуются всяким поводом, чтобы подкопаться под социализм и активную демократию и дискредитировать их", и делают все это "с покаянным усердием отступников, отверженцев, "изгоев" крайней левой освободительного движения".

5

6 В кн. 1 "Заветов" раздел "Текущая жизнь" составлял "обзоры и заметки": "I. В России" и "П. За границей". Три заметки, посвященные жизни "в России", печатались под тремя рубриками: "Политика", "Местный отдел", "Национальная жизнь"; к двум последним Горький проявлял особый интерес. В первой рубрике помещена была заметка В. Ленуара (один из псевдонимов В. М. Чернова) "Сущность "обновленного строя"", в которой автор доказывал, что сущностью "обновленного строя" России, "самым авторитетным представителем" которого был Столыпин, является все то же старое "пошехонское волшебство", по определению Щедрина: "Волшебство, проявления которого непредвидимы <...> Разумных оснований не спрашивайте <...> О самой элементарной справедливости не заикайтесь. Тут все по-своему. О невозможном забудьте; здесь все возможно..." Все в этой "околдованной, сказочной стране" происходит "наоборот": Распутин над "министрами министр", "над владыками владыка", как говорит поверженный бунтарь-монах Илиодор; "во время голода идет систематическая кампания против тех, кто хочет идти кормить голодающих", евреев, чья кровь "в погромах много раз лилась", "хотят "удить за пролитие и употребление крови детей христианских", "безоружной и незащищающейся толпе" на ленских приисках дают "целое кровопролитное сражение, после которого на поле своеобразной "битвы" убитых и раненых остаются сотни" и т. п.

В следующей заметке Гр. Шрейдера "Местное самоуправление и наши задачи" рассматривался вопрос о взаимоотношении между местным управлением и государственной властью, прибегающей к любым уловкам, чтобы не проводить реформу городского и земского самоуправления, ибо тем самым правительство "выпускает из рук контроль над Россией". В связи с этим журнал считал для себя необходимым "возможно более широкую постановку местного отдела", "систематическую и планомерную разработку вопросов местного управления и местного хозяйства".

И наконец, под рубрикой "Национальная жизнь" напечатана была статья Великоросса (содержание ее и некоторые факты, совпадающие с настоящим письмом, дают основание полагать, что это один из незафиксированных псевдонимов Чернова) "Обострение национального вопроса и задачи прессы". Отмечая необычайный рост национализма в стране, автор пишет, что в этих условиях "приобретает особенную важность дело взаимного информирования отдельными национальностями, живущими в России, друг друга". В связи с этим, например, приветствуется появление "нового органа на русском языке об украинской жизни и национальном движении - "Украинская жизнь"".

7 "О самоубийцах" в "Заветы" не была отдана. См. п. 12, прим. 2.

8 "Польская печать о статье М. Горького" (Речь. 1912. No 1. 1/14 янв.), в которой оценивается первая статья Горького из цикла "Издалека", напечатанная в "Запросах жизни" (1911, No 11, 16/29 дек.). В этой статье писатель выступил против проповедуемого реакционерами "зоологического национализма", за духовное единение народов разноплеменной Российской империи, взаимное знакомство с культурой и литературой, за организацию "Всероссийского общества литераторов и ученых", которое укрепляло бы и развивало связь между национальностями. "Лозунгом времени, - писал Горький, - должно быть единение честных людей всех племен, входящих в состав империи, единение, почвой которого должны быть интересы всероссийской демократии, духом - демократическая идея <...> В России есть культуры, с которыми великоросс не считается, потому что он их не знает, а ведь ему необходимо знать дух тех племен, среди которых он живет и которыми его ныне пугают, приписывая им разные злые намерения против него <...> Знакомить русского человека с творчеством племен, среди которых он живет, необходимо и пора <...>" (Горький М. Несобранные литературно-критические статьи. М., 1941. С. 408--409, 410).

"Речи" отмечает, что горьковская идея встретила сочувствие польского прогрессивного органа "Nowa Gazeta", сомневающегося, однако, в ее осуществимости. В то же время, указывается в заметке, "Glos Warszawski" под руководством "Коло", специализирующегося на дискредитировании прогрессивной России в глазах поляков, отнесся к статье Горького иначе. Эта газета уверяет, что Горький проповедует в своей: статье "культурный империализм", однородный империализму русских националистов, что "идея равенства и равноправия органически непонятна" таким русским ее защитникам, как Горький, и что сам Горький стоит на точке зрения "господствующего народа", которому нужно "объединение" в целях централизации и укрепления государства. В связи с этим орган польского националистического "Коло" предостерегает от доверчивого отношения к "русским радикалам и прогрессистам" и считает необходимым "дискредитировать русскую оппозицию всех видов", ибо ее престиж в Польше "мешает Дмовским и их планам", т. е. национал-демократической партии, имеющей "чисто польские" интересы.

9 Эта же мысль высказана и в упоминавшейся ст. "Обострение национального вопроса и задачи прессы". Говоря об обострении национального вопроса в России, где, с одной стороны, "безраздельно господствует черный воинствующий национализм", а с другой - как реакция на него развивается "оборонительный, защищающийся", Чернов отмечал, что "оборонительная позиция данной национальности еще не очищает сама по себе национального чувства от зоологического элемента". "Поляки,-- пишет он,-- в пределах России представляют собою угнетенную национальность, и польское Коло в Государственной думе умело не раз с честью дать сражение черносотенному "наступательному национализму". А между тем... а между тем в вопросе о местном самоуправлении и положении в нем евреев их "оборонительный национализм" быстро выказал свою изнанку и показал, что под его сердцем бьется зародыш национализма вполне агрессивного, - дайте ему развернуться на свободе, и он покажет себя" (Заветы. 1912. Кн. 1. Апр. С. 195).

10

11 См. п. 12. прим. 7.

12 "Веселый двор" была напечатана в кн. 1 "Заветов".

13 Упоминаемые статьи С. Зака и Н. Ракитникова в "Заветах" не были напечатаны.

14 Марио "Возрождение", 1868) и антиклерикальных ("Люцифер", 1877) поэм. В 80-е годы примкнул к социалистическому движению. Наибольшего достижения поэт достиг в своих политических и гражданских стихах, воспевавших солидарность людей труда, направленных против социального неравенства. В VIII сб. "Знания" было опубликовано его стихотворение "Рудокопы" ("Песня шахтеров"). Раписарди известен и как лирический поэт и переводчик Катулла. Лукреция, Шелли. Предполагавшаяся "статья из Рима", посвященная памяти Раписарди, скончавшегося 12 января, в "Заветах" не появилась.

15 Николай Дмитриевич (1878--1943) - один из старейших членов и лидеров партии эсеров, с 1907 г. - член ЦК, затем один из организаторов группы "Почин" (см. п. 1, прим. 1). В 1905 г. как представитель эсеров входил в Петербургский Совет рабочих депутатов, был сослан и через два года бежал за границу, где участвовал в заграничной организации партии. После Февральской революции Авксентьев вернулся в Россию, был председателем Исполнительного комитета Всероссийского Совета крестьянских депутатов, затем - министром внутренних дел в июльском кабинете Керенского, а позже - председателем Временного совета республики (предпарламента). После Октябрьской революции участвовал в антисоветских организациях и выступлениях, с конца 1918 г. - эмигрант. Упоминаемая Черновым статья Авксентьева о Толстом в "Заветах" не печаталась.

16 В кн. 1 и 2 "Заветов" (1912) была напечатана ст. В. В. Лункевича "Реформаторы и бунтари в современной биологии".

Раздел сайта: