Ляцкий Е. А. - Горькому М., 18/31 ноября 1912 г.

Ляцкий - Горькому

[Петербург. 18/31 ноября 1912 г.]

Дорогой Алексей Максимович.

Больше недели не писал я Вам, и это меня и заботило, и тяготило. Что Вы можете думать о моем молчании?

Все эти две недели мы занимались не столько выработкой условий общежития с Потресовым и комп[анией]1, сколько толчением воды в ступе, т. е. определением формальных правовых норм, в которые должно отлиться еще весьма зыбкое существо совместной литературной работы. Эту формальную струю, с непостижимой для меня резкостью, вносил в наше обсуждение Н. К. Муравьев. Он находил, что без юридического договора невозможно группе начинать, несмотря на упускаемое время, общую работу, тогда как я находил, что важнее договориться о принципиальных точках зрения и общем характере ведения журнала. О последнем мы и договорились довольно скоро с А. Н. Потресовым, человеком, по моему убеждению, в высшей степени ценным и необходимым для журнала, хотя несколько нетерпимым. Этот дух некоторой нетерпимости, в связи с формализмом Н. К. Муравьева, и проводит известную внутреннюю грань между стремлениями этой группы и тем идеалом, который мы с Вами намечали. Но то, что должен принести с собой Потресов и его связи, слишком серьезно, чтобы не взять на себя труд попытаться смягчить те возможные затруднения, которые представляются моему мнительному прогнозу2.

Я, действительно, до такой степени устал, до такой степени измучился, неся почти один на себе все бремя внутренней редакционной работы и переписки, что перестаю видеть предметы в их настоящем свете и сгущаю краски там, где они, может быть, более невинны.

Жажду хорошо организованной работы и, когда она хорошо наладится, обращусь ко всем другим делам, для которых теперь нет ни одной минуты времени.

И. П. Ладыжников мне чрезвычайно понравился своей обстоятельностью и той теплотой, с которой он говорил о Вас. Как было бы хорошо, если бы он взял на себя управление "Огнями", дела которых очень хороши, которые, как мы убедились, правильно задуманы и внутренне организованы, но которым необходим кормчий-практик3.

Письмо Ефремову написал, Анучину также.

"Болгарскую литературу" пришлось разделить: и без того не знаю, как быть с двумя последними книжками.

Амфитеатров все ворчит. Причиной этого ворчанья является больше всего то, что я отказался преподносить его читателям в количестве 5-ти листов.

С Плехановым отношения прекрасные4. Он присылает новую статью "Искусство и действительность"5.

Да, я забыл Вам сказать, что Шахова не было в Москве, когда я был там, и побываю у него особо.

Статья Ваша "Издалека" имеет большой успех 6.

О "Хронике заграничной жизни" отзывы различны. Одни говорят: хорошо, если выдержите; другие: нужно больше фактов, сжимая их изложение; третьи: не вытанцовалось; рядовой читатель: интересно. Есть еще мнение, что эту хронику нужно слить как подотдел с другим подотделом - материалы текущей культурной жизни России.

Сердечно кланяюсь Марии Федоровне и товарищам.

P. S. Наживину досталось поделом. Невежество претерпеть можно, если оно не нагло, а у него черт знает что такое. Статья Ваша (вторая) возбуждает желание, чтоб Вы рассмотрели наглое невежество и богоискательский блуд на ряде других примеров. Ах, как это нужно! Вы сделаете это?

Примечания

На первом листе в правом углу помета Ляцкого: "18--XI--912" (возможно, дата отправления письма).

1 В переговорах с Ляцким участвовали, по-видимому, помимо А. Н. Потресова и Н. К. Муравьева, П. П. Маслов и Ф. И. Дан. В АГ "Современнике" группы литераторов-меньшевиков.

2 По поводу этого письма Горький писал Ладыжникову 25 ноября/8 декабря 1912 г.: "Ляцкий излагает мне ход переговоров с Пре [Потресовым] и КR довольно объективно. Маслов - покойник. Мартов - скандалист. Я боюсь их" (Арх. Г. Т. VII. С. 211).

3 Выдержку из этого письма (от слов "И. П. Ладыжников мне чрезвычайно понравился" до "кормчий-практик") Горький дважды приводил в п. к Ладыжникову от 22 ноября/5 декабря 1912 г. и 25 ноября/8 декабря 1912 г. (Там же. С. 210--211).

4 "Современника". 7/20 сентября 1912 г. он писал Плеханову: "Горького я застал бодрым, успешно работающим. Он прочел одну из своих сказок на тему "Проходящие в жизни", которая мне показалась великолепной. К "Совр[еменнику]" отнесся очень ласково, можно сказать, сердечно. Обещал принять в ближайшем же будущем самое непосредственное участие. Что меня особенно порадовало в нем, так это его преклонение перед европейской культурой, и мы долго говорили с ним о том, как бы Вы могли помочь нам, знакомя русскую публику с новейшими течениями в европейской науке. Особенно в философии" (Дом Плеханова, ф. 1093, ед. хр. В 272. 4).

5 22 ноября/5 декабря 1912 г. Г. В. Плеханов писал Ляцкому: "Посылаю Вам статью "Искусство и общественная жизнь". Это - первая. Вторая не замедлит. Вы получите ее недели через две <...> Скоро пришлю также и рецензию. Высылайте книги главным образом по истории литературы и общественной жизни"

Первая и вторая части ст. "Искусство и общественная жизнь" были напечатаны в 11 и 12 кн. "Современника" за 1912 г. Третья часть - в 1 кн. "Современника" за 1913 г. В том же журнале появились рецензии Плеханова на кн.: Сперанский В. Н. Общественная роль философии. СПб.: Шиповник, 1913. Кн. 1; Целлер Э.

6 Имеется в виду раздел ст. Горького "Издалека", 2. посвященный книге Наживина "Моя исповедь". Горький писал: "В книге истерически-крикливо развивается автором оригинальная мысль: "Реформе общественной должна предшествовать реформа личности" <...> В чем задача жизни по Наживину? Очистить душу от "временного", приблизить ее к "вечному", а "потом душа будет безмолвно далее очищать и освещать других" - как учил Л. Н. Толстой. "В борьбе обретешь ты свое право" - нет! - кричит Наживин,-- "борьба есть лучшее средство не обрести, а потерять свое право и право другого"". И далее Горький пишет о невежественности Наживина: "Вообще в суждениях своих он строг и точен: высчитал, например, что ровно "0,99 всего, о чем говорит наука", для него - Наживина - "неинтересно и не нужно и просто глупо"" (Современник. 1912. Кн. 11).

Раздел сайта: