Предисловие к книге Дм.Семеновского «Земля в цветах»

ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ Дм.СЕМЕНОВСКОГО «ЗЕМЛЯ В ЦВЕТАХ»

М. 1930

«Мой песенный подвиг безвестен», — говорит Дм. Семеновский в одном из своих стихотворений. Это, к сожалению, правда. К «сожалению» потому, что что — «правда несправедливости». Семеновский работает уже пятнадцать лет, и читателям давно бы пора знать поэта, который в наше великое, трудное время искренно и уверенно говорит: «Мир - хорош».

Я миру в дар несу канон

Ласкательных и сладких песен,

Чтоб этот мир узнал, что он

Неизглаголанно чудесен.

Но из этих слов ещё не следует, что Семеновский — оптимист, ослеплённый чудесами нашего мира. Нет, он хорошо видит преступную пошлость и ядовитую грязь действительности и знает, против чего нужно беспощадно бороться.

Гуденье церковной меди

Над городом плывёт.

Прохожий несёт к обедне

Тяжёлый комод-живот.

Солидны его движенья,

Видать, что не кое-кто!

На сытом лице — уваженье

К себе, к животу, к пальто.

..А в праздник, после обеда

(Не бойтесь: это — во сне),

Хватает партийца соседа

И вешает на сосне...

Он знает, что жизнь — борьба, и пишет стихотворение «Слава злобе»:

Мне тяжело, когда, подобя

Людей зверям, слепая кровь

Темнит их взор. Но — слава злобе,

Воинствующей за любовь!

Не многие из современных поэтов могут похвастаться таким знанием русского языка, каким обладает Семеновский, хотя они, наверное, превосходят его ловкостью своей техники и знанием речевых фокусов. Но я не первый скажу, что поэзия наша холодна и что в ней слишком ясно и слишком часто звучит боязнь остаться вне действительности, позади эпохи. Вероятно, от этой боязни в стихах так громко звучит «медь звенящая» и так фальшивит «кимвал бряцающий». Ловкость «инструментировки» не скрывает натужной «деланности», внутреннего холода и сердечной сухости «творчества» многих уже «именитых» поэтов наших дней.

Семеновский глубоко чувствует величие эпохи и крепко сросся с нею. Он пишет:

Для него:

Человек — это мысль, устремлённая в вечность.

Но большие, «вечные» темы не мешают ему видеть, как в нашей действительности возрождается обывательская пошлость, и он щедро тратит свой талант на борьбу с нею, изображая:

...свиное житьё

Твоё, дорогой обыватель,

И счастье, корытное счастье твоё.

Фельетоны Семеновского в «Рабочем крае» беспощадно бьют всё, что нужно бить словами правды, и всех, кого следует бить. Достаётся от него и тем «героям на час», которые, спросив сами себя:

За что в Октябре мы боролись? далее мыслят так:

Обидно для нас, покоривши врага

Под нози трудящимся массам,

Остаться без праздничного пирога

С капустой, с грибами иль с мясом.

Сила настоящего искусства в том, что оно, взяв простейшее, обыденное явление, вскрывает его глубокий социально-драматический смысл, показывает его крепкую зависимость от общих условий жизни, от её коренных основ. Обладает ли Семеновский этой силой? Я бы сказал: да, обладает. Тема его стихотворения «Кража» такова: у девушки-прислуги украли накопленные ею платья.

...Значит, машина-паук

Нити свои не про всех прядёт,

Если оборванный вор у прислуг

Их платья, их скромное счастье крадёт?..

Славься же, замысел века – спрясть

Основу новую, счастье для всех,

Чтоб некому было не плакать, ни красть

Чужих нарядов,, чужих утех!

стихов своих и в стихотворении «Год». Он — поэт настоящий, «от земли», - поэт, которого должен знать наш массовый читатель.

ПРИМЕЧАНИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ Дм.СЕМЕНОВСКОГО "ЗЕМЛЯ В ЦВЕТАХ" М. 1930
п р е д и с л о в и е

Впервые напечатано в книге Дм.Семеновского "Земля в цветах", издание "Недра", М. 1930.

Печатается по тексту названной книги, сверенному с рукописью (Архив А.М.Горького).

Раздел сайта: