ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ Дм.СЕМЕНОВСКОГО «ЗЕМЛЯ В ЦВЕТАХ»
М. 1930
«Мой песенный подвиг безвестен», — говорит Дм. Семеновский в одном из своих стихотворений. Это, к сожалению, правда. К «сожалению» потому, что что — «правда несправедливости». Семеновский работает уже пятнадцать лет, и читателям давно бы пора знать поэта, который в наше великое, трудное время искренно и уверенно говорит: «Мир - хорош».
Я миру в дар несу канон
Ласкательных и сладких песен,
Чтоб этот мир узнал, что он
Неизглаголанно чудесен.
Но из этих слов ещё не следует, что Семеновский — оптимист, ослеплённый чудесами нашего мира. Нет, он хорошо видит преступную пошлость и ядовитую грязь действительности и знает, против чего нужно беспощадно бороться.
Гуденье церковной меди
Над городом плывёт.
Прохожий несёт к обедне
Тяжёлый комод-живот.
Солидны его движенья,
Видать, что не кое-кто!
На сытом лице — уваженье
К себе, к животу, к пальто.
..А в праздник, после обеда
(Не бойтесь: это — во сне),
Хватает партийца соседа
И вешает на сосне...
Он знает, что жизнь — борьба, и пишет стихотворение «Слава злобе»:
Мне тяжело, когда, подобя
Людей зверям, слепая кровь
Темнит их взор. Но — слава злобе,
Воинствующей за любовь!
Не многие из современных поэтов могут похвастаться таким знанием русского языка, каким обладает Семеновский, хотя они, наверное, превосходят его ловкостью своей техники и знанием речевых фокусов. Но я не первый скажу, что поэзия наша холодна и что в ней слишком ясно и слишком часто звучит боязнь остаться вне действительности, позади эпохи. Вероятно, от этой боязни в стихах так громко звучит «медь звенящая» и так фальшивит «кимвал бряцающий». Ловкость «инструментировки» не скрывает натужной «деланности», внутреннего холода и сердечной сухости «творчества» многих уже «именитых» поэтов наших дней.
Семеновский глубоко чувствует величие эпохи и крепко сросся с нею. Он пишет:
Для него:
Человек — это мысль, устремлённая в вечность.
Но большие, «вечные» темы не мешают ему видеть, как в нашей действительности возрождается обывательская пошлость, и он щедро тратит свой талант на борьбу с нею, изображая:
...свиное житьё
Твоё, дорогой обыватель,
И счастье, корытное счастье твоё.
Фельетоны Семеновского в «Рабочем крае» беспощадно бьют всё, что нужно бить словами правды, и всех, кого следует бить. Достаётся от него и тем «героям на час», которые, спросив сами себя:
За что в Октябре мы боролись? далее мыслят так:
Обидно для нас, покоривши врага
Под нози трудящимся массам,
Остаться без праздничного пирога
С капустой, с грибами иль с мясом.
Сила настоящего искусства в том, что оно, взяв простейшее, обыденное явление, вскрывает его глубокий социально-драматический смысл, показывает его крепкую зависимость от общих условий жизни, от её коренных основ. Обладает ли Семеновский этой силой? Я бы сказал: да, обладает. Тема его стихотворения «Кража» такова: у девушки-прислуги украли накопленные ею платья.
...Значит, машина-паук
Нити свои не про всех прядёт,
Если оборванный вор у прислуг
Их платья, их скромное счастье крадёт?..
Славься же, замысел века – спрясть
Основу новую, счастье для всех,
Чтоб некому было не плакать, ни красть
Чужих нарядов,, чужих утех!
стихов своих и в стихотворении «Год». Он — поэт настоящий,
«от земли», - поэт, которого должен знать наш массовый читатель.
ПРИМЕЧАНИЯ
Впервые напечатано в книге Дм.Семеновского "Земля в цветах", издание "Недра", М. 1930.
Печатается по тексту названной книги, сверенному с рукописью (Архив А.М.Горького).