Люди сталинградского тракторного

"ЛЮДИ СТАЛИНГРАДСКОГО ТРАКТОРНОГО"

Первый том "Истории заводов"

Не опасаясь "перехвалить", я убеждённо скажу об этой книге: одна из наиболее интересных и оригинальных книг, которые явились в нашей литературе за пятнадцать лет.

Потомственный кузнец — сибиряк Трегубенков, американец Луи Гросс, мордовка племени эрзя Меме Кереме, внук крепостного крестьянина, сын кустаря-медника, директор завода В.Иванов, дочь рабочего Алевтина Хлоптунова, армянин-комсомолец Макарьянц, молодые советские инженеры и прочие, в количестве тридцати двух человек, а также вполне "освоенный" ими весёлый американец Ролло Уорд дали яркий очерк строительства грандиознейшего Сталинградского тракторного завода. Все они — не литераторы, но им удалось написать свои автобиографии так, что я, литератор и читатель, вижу, как учится работать на сложном станке нацмен Теркул-хан, как плачет от радости, что завод начал работать, красный партизан Галушкин, вижу, как Хлоптунова обучает девиц, воспитывая в них бережливость к станкам, и вижу трагикомические картины бытового коммунизма, который молодёжь пыталась осуществить в "музыкально чутких домах".

В общем книга даёт мне, читателю, ясное представление о том, как жили, в каких условиях работали тысячи молодёжи, среди которой "лишь редкие успели дорасти до 25 лет".

Я видел эту молодёжь "на месте действия" в 1928 году, когда среди огромного голого поля лишь кое-где торчали железные скелеты будущего гиганта, создаваемого энергией этой молодёжи в тучах пыли, оглушительном грохоте железа, в скрежете и шорохе камнедробилок, бетономешалок.

Очень трудно было представить, что муравьиная суета маленьких людей способна оковать пустыню железом, думалось, что, пожалуй, не хватит железа, да и сил тоже не хватит. Но вот — хватило! И этот факт вместе со многими другими ещё раз укрепляет убеждение, что сил молодёжи нашей с избытком хватит на дело осуществления всего плана социалистической стройки Союза Советов.

Пишут тридцать два автора. Не скрывая своих недостатков, показывая, как недостатки преодолевались, как возникало в индивидуалисте сознание социального и государственного смысла труда.

Один из авторов, С.М.Цмыг, прямо говорит о невнимании к труду, о "разгильдяйстве" как о вредительстве, но эта правильная оценка разгильдяйства свойственна всем. Очень верно сказано Цмыгом об отношении очеркистов к ударникам, о "нотках народнического восхищения" в рассказах о них. "Об ударниках пишут как о "чудо-богатырях". Проскальзывает "романтическое любование ими". "А как ударники добились успеха, что они для этого сделали, — спокойного делового рассказа, который научил бы других, как правильно, без сверхурочных часов, без излишней затраты энергии, производительно и экономно организовать труд, — об этом, не говорят. И, посвятив герою труда торжественную заметку, забывают о нём".

"Да, мы ломали станки, — рассказывает один из авторов, — ломали, конечно, не только потому, что "юность непрактична" и самонадеянна, а потому, что сложнейшие станки попадали в руки примитивных деревенских людей".

"Вещи начал здорово приобретать", — сознаётся другой, но скоро у него страсть к собственности уступает место страсти к знанию: "Учиться здорово хочу, не учусь — тоска берёт". Правдиво рассказано, как по ночам молодёжь хулиганила, мешая спать американцам, как мешали жить друг другу в "коммунах", слепленных наспех, как "не умели" и учились "уметь", учились "уважать дело", влюблялись в процессы труда, в свой станок, в свой завод. "Не так по родине скучаю, как по заводу", — пишет один из авторов, и читатель не сомневается, что это сказано правдиво: завод стал второй и более "умной" родиной автора.

Привязанность к заводу, влюблённость в него как в наглядную и мощную реализацию энергии молодёжи, как в монумент, созданный ею себе самой, — эта влюблённость естественна для всех авторов и, наверное, для сотен их товарищей по работе.

"Люди Сталинградского тракторного" показывают, как завод при различии языков воспитывает единство чувства и мысли. "Люди Сталинградского тракторного" показывают нам — в миниатюре — тот простой и мудрый путь, которым пролетариат Союза Социалистических Советов идёт к его прекрасной и великой цели — к организации бесклассового общества и братства не только всех племён Страны Советов, но и действительного активного братства пролетариев всех стран. Из этой книги мы видим, как быстро коллективный труд пролетариата-диктатора, руководимый его партией, объединяет разноплеменных людей, отнюдь не стирая — не "нивелируя" — индивидуальностей, но открывая перед каждой широкие возможности развития её способностей, её талантов.

культуры, а не капиталистическая живодёрня.

Эта книга написана в год, когда национальные группы европейской буржуазии вооружаются подневольным трудом европейского пролетариата для новой войны, когда в Европе снова, как в 1914 году, обостряется ненависть мещан Франции против мещан Германии, лордов-лавочников Англии против мещан Франции и т.д. Весь мещанский мир живёт в судорогах страха и ненависти. Они боятся и ненавидят друг друга, и это мешает им объединиться в ненависти к нам, к народу страны, в которой с каждым годом всё более мощно и ярко разгорается социалистическое сознание рабочего класса, освещая пролетариям всех стран путь к борьбе и победе.

ПРИМЕЧАНИЯ

"ЛЮДИ СТАЛИНГРАДСКОГО ТРАКТОРНОГО"
Первый том "Истории заводов"

Впервые напечатано в газете "Комсомольская правда", 1933, номер 164 от 17 июля.

Печатается по тексту второго издания книги "Люди Сталинградского тракторного", М.1934, сверенному с авторизованной машинописью (Архив А.М.Горького).

Раздел сайта: