О «маленьких» людях и о великой их работе

О «МАЛЕНЬКИХ» ЛЮДЯХ И О ВЕЛИКОЙ ИХ РАБОТЕ

В тёплых водах Индийского и Тихого океанов есть острова, созданные работой ничтожно мелких животных — коралловых полипов. Эти животные начинают свою деятельность иногда с большой глубины, работают десятки тысяч лет, погибают миллиардами единиц, а масса их, продолжая начатое дело, выводит работу свою на поверхность океана, и мощные волны его не могут размыть, разрушить труд ничтожно маленьких существ, безруких, безглазых, но, может быть, как-то, по-своему, разумных. О крепость скал, слепленных работой этих существ из плоти своей, разбиваются железные корабли.

Культурную жизнь на земле начали строить маленькие люди тогда, когда они были, наверное, немногим умнее коралловых полипов.

Кроме жизни, которой природа наградила нас вместе со зверями, птицами, рыбами, насекомыми, вместе с волками и крысами, соловьями и лягушками, ершами и змеями, пчёлами и вшами, — кроме жизни, природа ничего не дала нам, — мы сами взяли и берём у неё всё, что нам необходимо.

Маленькие люди, мы, в древности, питались корнями растений, древесной корой, червяками. Хлеб, сахар и всё, чем питаемся мы теперь, найдено, отнято и обработано нами без помощи природы, силою нашего разума.

«Великие» люди родились не в одно время с «маленькими», — они выросли после, на труде маленьких. Великие люди — это те, у которых лучше, глубже, острее развиты способности наблюдения, сравнения и домысла — догадки, «сметки». Это люди, которые умеют воплощать свои наблюдения над явлениями природы и социальной жизни «маленьких» в руководящие идеи, в формы научных теорий, законов науки и произведений искусства.

Почему люди, имеющие одну и ту же природу, непрерывно враждуют между собой? — спрашивал более чем 2000 лет до наших дней «мудрец» древнего Рима Цицерон. Как случилось, что масса «маленьких» людей раскололась на рабов и господ, на хозяев и рабочих — на два класса, интересы которых совершенно непримиримы?

О том, как это случилось, рассказали рабочим всего мира двое поистине великих людей, которые прекрасно изучили трудную жизнь «маленьких», — это Карл Маркс и Владимир Ленин.

До них на протяжении двух тысяч лет сотни церковных писателей и моралистов, наблюдая ужасы жизни трудового народа, проповедовали и всё ещё проповедуют богатым — необходимость милосердия, бедным — необходимость кротости и терпения, обличали и всё ещё обличают пороки тех и других.

Но, как мы знаем, проповеди милосердия, кротости, терпения не сделали и не делают жизнь рабочих людей легче и не уменьшают пороков, не увеличивают «добродетели».

Маркс был тот первый и настоящий великий человек, который научно и неопровержимо установил, что причина всех несчастий рабочего класса и всего зла жизни — классовое общество, экономическое неравенство, частная собственность и что для рабочего класса выход к свободе только один — уничтожение классового строя, частной собственности и установка жизни на началах коммунизма.

Ленин — величайший вождь, который решительно встал во главе «маленьких» рабочих людей всего мира, решительно позвал их на борьбу за свободу. Следуя его призыву, рабочие России взяли в свои руки, в свою волю власть над своей страной. Этот первый опыт строения рабочими и крестьянами государства для себя имеет мировое воспитательное значение для трудящихся всей земли.

Вероятно, многие из рабочих скажут:

«Всё это мы слышали тысячу раз».

От повторений правда не портится. Одно дело — выслушать, другое — понять и почувствовать. Людей, которым знакомо всё то, что здесь говорится, не так много для страны с населением в 150 миллионов. Таких товарищей, которые, не щадя себя, героически делают великое дело строения социалистического государства, — ещё меньше.

Капиталистический строй преступен тем, что, безжалостно растрачивая рабочую силу на защиту своей власти, заставляя рабочих производить пушки и ружья, из которых собственники в любой момент могут уничтожить тысячи и тысячи тех же рабочих, миллионеры, миллиардеры и прочие «великие» грабители мира сделали труд подневольным, рабским, заразили «маленьких» людей равнодушием к труду, лишили труд радости, убили в нём личное творческое начало.

История культуры рассказывает нам, что в средние века ремесленные коллективы каменщиков, плотников, резчиков по дереву, гончаров умели строить здания и делать вещи изумительной красоты, ещё не превзойдённой художниками-одиночками. Таковы средневековые соборы Европы, таковы вещи, наполняющие музеи Запада и Союза Советов. Рассматривая эти вещи, чувствуешь, что они были сделаны с величайшей любовью к труду. «Маленькие» люди были великими мастерами — вот что говорят нам остатки старины в музеях и величественные храмы в старинных городах Европы.

Человек по натуре своей — художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Он хочет перестать быть животным, которое только ест, пьёт и довольно бессмысленно, полумеханически, производит детей. Он уже создал вокруг себя вторую природу, ту, которая зовётся культурой. Человек — художник, в этом убеждает нас созданное «маленькими» людьми словесное народное творчество: мифы, сказки, легенды, суеверия, песни, пословицы и т.д. Всё это — творчество «маленьких» людей, и во всём этом заложено неисчерпаемо много прекрасной, хотя в большинстве уже устаревшей мудрости, в этом сжат трудовой опыт бесчисленных поколений. Капиталистический строй убил в «маленьких» людях способности художников и творцов, этот строй не давал талантам ни места, ни возможности развернуться, расцвести.

Но вот, как только рабочие и крестьяне сбросили с хребтов своих гнёт собственников, — тотчас оказалось, что «маленькие» люди, люди будничного, «мелкого» труда могут быть вождями армий, организаторами героических отрядов партизан, талантливыми администраторами, директорами фабрик, изобретателями, поэтами, литераторами. Усвоенная нами от буржуазии проклятая привычка искать в человеке прежде всего отрицательных качеств не позволяет нам правильно оценить этот взрыв творческих сил в Союзе Советов. Мы забываем, что живём только одиннадцать лет, и не знаем, как чудовищно много сделано нами за эти годы. Наше невежество, наша социальная малограмотность ослепляет нас, и мы слишком плохо умеем наблюдать и сравнивать. Наше мышление отравлено злыми предрассудками мещанства, — предрассудками, которые для мещанина очень выгодны. Мещане всегда играли и теперь играют на понижение действительной цены рабочего человека. Мещанин ищет в человеке прежде всего дурных сторон, — они полезны мещанству — оно «морально» оправдывает ими свою власть над людьми труда. Трудовой народ для буржуазии — стадо идиотов, негодяев.

«отцы церкви», писатели усердно занимались тем, что, обличая порочность рабочей массы, недостатки людей, умалчивали о главной причине пороков и о достоинствах трудового народа, о значении его честного великого труда. Нас моралисты убеждают только в том, что, если человеку изо дня в день твердить, что он плох, — это не делает его лучше, чем он есть.

Людей учили: вы — негодяи, вы — дрянь; старайтесь быть лучше. Но им не давали права изменять действительность к лучшему. Было практически выгодно внушать людям, что они — негодяи. Ведь если это так — значит, они сами и виноваты в том, что их жизнь так тяжела, так отвратительна. «Маленьких» людей пытались убедить, что они ничтожны, бездарны, глупы и что всё «хорошее», созданное на земле, создаётся не ими, а силой «великих».

Впервые за всю историю человечества рабочие и крестьяне России, завоевав власть над своею страной, завоевали себе право изменять действительность сообразно своим интересам, право строить государство на основе экономического равенства, — государство, в котором не должно быть бездельников, лентяев, паразитов, хищников и проповедников морали, угнетающей человека.

Власть, установленная трудовым народом Союза Советов, — есть подлинная власть рабочих и крестьян; у этой власти нет личных интересов, она — действительно орган воли трудового народа и воплощение его разума.

Если она иногда ошибается, это нельзя ставить ей в вину, потому что она делает дело, какого никто и никогда не делал. Ей негде и не на чем учиться тому, как практически преодолеть воспитанный веками пагубный инстинкт собственности в десятках миллионов людей, как поставить на ноги эту массу неграмотных и полуграмотных, заражённых анархическим недоверием ко всякой власти и в то же время издавна привыкших, чтоб вопросы жизни её решала власть.

Но, несмотря на всё это, Союз Советов экономически крепнет и развивается как государство социалистическое.

Пред рабоче-крестьянской властью стоит огромная задача, которую никто до неё не решался поставить, — это задача воодушевить, зажечь всю массу рабочего народа сознанием, что только единодушный, честный, упорный, героический труд откроет рабочим и крестьянам широкий путь к справедливости, равенству, свободе, счастью. В коротких словах это значит: перевоспитать полтораста миллионов людей, воспитанных в подневольном труде и ещё не понимающих иного счастья, кроме счастья мелкого собственника. Это задача необыкновенной трудности, а разрешают её люди — в большинстве — от станка и от сохи.

Прибавьте сюда ненависть капиталистов всего мира против Союза Советов, — ненависть, которая не брезгует никакими мерзостями для того, чтоб помешать делу создания социалистического государства, — делу, которое не может не вызвать подражания у рабочих и крестьян всей земли.

Не словом, а - делом, деянием создано на земле всё то, чем люди имеют право гордиться, всё то, что привело нас на высоту, которую мы заняли и где нас видит весь трудящихся. В мире ещё не было того уважения к труду, той высокой оценки его, которую он заслуживает. Хищники и паразиты прекрасно понимают значение труда, их «кормильца и поильца», хотя восхваляют его только в лёгком деле накапливания денег.

На почве высокой оценки труда и уважения к трудящимся нам дана возможность создать свою, новую мораль. Труд и наука — выше этих двух сил нет ничего на земле. Друг и соратник Маркса — Энгельс прекрасно и верно сказал: «Чем беспощадней и свободнее становится наука, тем больше приходит она в согласие с интересами и стремлениями рабочих».

Окончательная победа рабочего класса — в теснейшем соединении его великого труда с трудом, направленным к той же цели, работников науки, — единственных людей, которые вместе с «маленькими» героями честной, героический, бескорыстной трудовой жизни имеют право на титул великих людей нашего мира.

В нашей огромной стране с каждым годом развивается небывалая работа разума и воли. Трудовой народ взялся за дело, какое до него никто не начинал, — он учится управлять своей страной сам, без «хозяев», он строит в своей стране новое государство — государство для себя.

Рабочие и крестьяне должны точно знать, как идёт эта работа, какие результаты даёт она в деревнях и на фабриках, в каждом районе и округе, в каждой области и республике Союза Советов.

Знать это — не легко, работы — много, она становится всё более разнообразной, а интерес к жизни и поле зрения у большинства рабочих и крестьян уродливо ограничены, уши и глаза у них искусственно замазаны различным лживым, стареньким дрянцом, поэтому всё новое, непривычное люди плохо слышат, плохо видят, плохо понимают.

Есть много «маленьких» людей, которые всё ещё думают, что упорный, великий их труд поглощается, исчезает так же, как исчезал, поглощался до Октябрьской революции, при старом порядке, когда крестьяне и рабочие обогащали помещиков и фабрикантов, расширяя их «собственность» до чудовищных размеров, а сами, несмотря на каторжный свой труд, оставались в нищете, жили бесправными рабами, как пленники в чужой стране.

Многие из «маленьких» людей всё ещё не уверены, что они живут у себя дома, работают только на себя, что, кроме рабочих да крестьян, других хозяев в Союзе Советов — нет и что какую бы мелкую работу ни делал человек, он делает её для себя.

Но «маленьким» людям пора уже знать, что всякий их труд возвращается им же и только им в форме тех достижений, о которых рассказывает этот журнал устами рабселькоров, агрономов, техников и работников науки.

Эти достижения обогащают не кого-либо иного, а именно трудовой народ нашей страны и только его. Именно на труде рабочих и крестьян в Стране Советов создаются научные учреждения, задача которых — сделать землю более урожайной, найти и разработать для этого достаточное количество различных удобрений, улучшить породы скота, развить для деревни более выгодные культуры, уничтожить вредителей хлеба, облегчить работу крестьянина введением в его хозяйство наибольшего количества машин, научить его работать коллективно, дать деревне всё, от чего труд крестьянства становится мощнее, выгодней.

Также и работа на заводах, фабриках, в шахтах и всюду становится легче, продуктивней, для детей трудового народа создаются школы, университеты, рабфаки, — делается всё, чтоб добиться одного: чтоб рабоче-крестьянская масса поняла — власть над страною должна принадлежать только ей, ей она и принадлежит.

Власть эту рабочие и крестьяне могут навсегда закрепить за собою только «орудием всех орудий» — трудовой рукою своей и только разумом, освобождённым от всего, что внушено ему «хозяевами», — разумом, единственным творцом всех чудес на земле.

власть его «мелкий», будничный труд, — от этого у многих «маленьких» людей воскресает вредное тяготение к старинке и, между прочим, к богу, якобы единственному подлинному «хозяину» земли и даже будто бы «создателю» её.

Крестьяне, обученные земными хозяевами «на обухе рожь молотить» и вообще не плохие хозяйственники, не могут всё ещё понять, что владыка небесный — хозяин «из рук вон» плохой.

Сотни лет церковь усердно вбивала в головы рабочего народа, что бог — всемогущ, что в нём «воплощён высший разум» и что всё создано именно этим премудрым разумом. Но ведь и для малого ребёнка ясно, что это сказка.

Не будем говорить о том, что бог, создавший людей будто бы «по образу и подобию своему», создал их разноцветными: белых европейцев, чёрных негров, жёлтых китайцев, красных индейцев Америки, что все люди, говоря на разных языках, не понимают друг друга, да и самого бога понимают различно, а это различие понимания возбуждает среди людей взаимную вражду, кровопролитие, погромы и грабежи. Всё это как-будто не очень мудро и совсем не «хозяйственно».

Но ещё более ясно будет нам, что бог — плохой творец и «хозяин», если мы поставим пред собою несколько простых и вполне законных вопросов, например:

мох, а в другой круглый год земля родит крестьянину хлеб, овощи, плоды? Зачем созданы комары, вши, клопы, мухи, овода, мыши, суслики и всякие другие вредители, пожирающие десятки тысяч тонн зерна? Зачем создано такое обилие сорных, вредных трав, которые зря истощают соки земли? Зачем каменный уголь спрятан глубоко в землю? И вообще — зачем жизнь и труд существ, созданных будто бы «по образу и подобию» разумнейшего, многомилостивого и доброго существа, — зачем их труд так отягчён, а сами они так неразумны, завистливы, жадны, жестоки?

Таких простых и совершенно законных вопросов можно поставить не одну сотню. И на все эти вопросы есть только один ответ: не в боге разум, а — в человеке. Бог выдуман — и плохо выдуман! — для того, чтоб укрепить власть человека над людьми, и нужен он только человеку-хозяину, а рабочему народу он — явный враг.

Всё истинно мудрое — просто и понятно.

Владимир Ленин, человек простых и потому великих мыслей, сказал:

«Религия — дурман для народа».

от вредного влияния учения церкви, должна внушить рабочему народу сознание его внутренней свободы, его права быть единственным владыкой и устроителем земли, полным хозяином всех продуктов своего труда.

«Рабочий народ должен овладеть наукой», — многократно повторял Ленин, зная, что наука — высшая, наиболее продуктивная форма труда и что трудовой народ, вооружённый знанием, быстро достигнет своей цели — создать государство равных, без «хозяев», без хищников и паразитов; это государство свободных, здоровых людей уже строится.

Ленин — первый человек, который почувствовал и понял, что слова «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — это командный крик всей истории трудового народа, понял, что, если рабочие и крестьяне всей земли не хотят выродиться и погибнуть под гнётом непосильного труда, нищеты, болезней, бесправия, — они должны взять власть над землею и всеми богатствами её в свои крепкие, умные руки.

Вот что следовало бы написать на всех монументах Ленина.

Трудно знать всё, что сделано, что делается и как делается в нашей огромной, богатейшей стране. Но необходимо, чтоб это знали все грамотные крестьяне и рабочие, чтоб это знал каждый из них и чтоб этим знанием своего творчества они делились с неграмотными.

Это будет самопознанием трудового народа, так же необходимым, как самокритика, направленная к познанию его ошибок и пороков. Это самопознание должно убедить «маленьких» мастеров великого и нового дела в том, что они вполне способны делать его и что их труд — не пропадает зря, не идёт на откармливание паразитов, а, всё возрастая, обогащает страну, и близко время, когда результаты этого труда облегчат жизнь рабоче-крестьянской массы.

Рабочие и крестьяне должны знать и верить, что «наука и труд — всё перетрут», все цепи прошлого, всё, чем «хозяева» тысячи лет оглушали и ослепляли рабочий народ.

ПРИМЕЧАНИЯ

О "МАЛЕНЬКИХ" ЛЮДЯХ И О ВЕЛИКОЙ ИХ РАБОТЕ

Первая часть статьи, кончая словами: <...имеют право на титул великих людей нашего мира>, впервые напечатана в виде редакционной статьи в журнале <Наши достижения>, 1929, книга первая [январь - февраль]. Вторая часть - в журнале <Наши достижения>, 1929, книга вторая [март - апрель].

Идея создания журнала <Наши достижения> возникла у М.Горького в 1927 году, до его приезда из Италии в СССР. Журнал <Наши достижения> издавался под редакцией М. Горького с 1929 по 1936 год.

Статья <О <маленьких> людях и о великой их работе> <О литературе>.

Печатается по тексту второго издания указанного сборника, сверенному с рукописью и другими авторизованными текстами (Архив А. М. Горького).

<Чем беспощадней и свободнее становится наука, тем больше приходит она в согласие с интересами и стремлениями рабочих>.-

Изменённая цитата из книги Ф.Энгельса <Людвиг Фейербах> (см. К.Маркс и Ф.Энгельс, Сочинения, т.XIV, М.-Л. 1931, стр.677-678).

<Религия - дурман для народа>.-

М.Горький, по-видимому, имеет в виду следующее место из статьи В.И.Ленина <Социализм и религия>

<Религия есть опиум народа. Религия - род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой

человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь> (В.И.Ленин, Сочинения, изд.4-е, т.10, стр.66).

<Рабочий народ должен овладеть наукой>, - многократно повторял Ленин...-

См., например, статьи и речи В.И.Ленина: <О чём думают наши министры?> (В.И.Ленин, Сочинения,

<Очередные задачи Советской власти> (там же, т.27), <Задачи Союзов Молодёжи> (там же,

т.31), <Лучше меньше, да лучше> (там же, т.33) и др.