Заметки о детских книгах и играх

ЗАМЕТКИ О ДЕТСКИХ КНИГАХ И ИГРАХ

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

Игры:

Земной шар. Сделать из папье-маше глобус, разрезать его сообразно пластам вулканических и нептунических пород — показать вкрапление в них различных рудных, нерудных ископаемых: угля, железа, солей, нефти, торфа и т.д. Складывая из кусков шар, ребёнок незаметно для себя ознакомится со строением земли и её богатствами.

Союз Советов. Дать на толстом картоне карту Союза, показать на ней главнейшие реки, лесные массивы, горные хребты, крупнейшие города и промстройки, ярко раскрасить её и фигурно разрезать на куски. Собирая эти куски в целое, ребёнок получит весьма точное представление о географии своей страны.

Если карта окажется слишком громоздкой — Сибирь дать отдельно.

Можно дать также карты Европы, обеих Америк, Азии, Австралии, Африки.

Также дать карты республик и автономных областей Союза. В этом случае надобно показать на карте и особенности быта, труда, костюмов, народностей.

К этим играм нужно приложить краткие объяснения, для родителей.

Дом. Дать из дерева разборную модель трёх- или четырёхэтажного дома со всеми мелкими деталями и наружными украшениями.

Книжки:

Чем люди живы? Дать книжку рисунков, изображающих работу крестьянина в поле и рабочего на фабрике, в шахте; изобразить по возможности все продукты труда обоих. Краткие объяснения условий работы.

Что дают людям овца, свинья, корова? Книжка рисунков всей продукции этих животных.

Киплинга — сказки о животных.

Сетон-Томпсона — рассказы о них же.

Крылова — избранные басни.

Ершова — "Конёк-Горбунок".

Пушкина — "О попе и Балде", "О царе Салтане", "О рыбаке и рыбке" — эта сказка требует послесловия, которое говорило бы о различии эгоистической жадности и неукротимого стремления людей к лучшим условиям жизни.

Андерсена — избранные сказки.

Сказки о "Синдбаде-Мореходе" и "Лампе Аладина" из Шехерезады.

Вера Инбер — стихи "Сороконожки" и другие.

Чуковский.

Маршак.

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ

Геологический очерк истории земли, процесс образования плодородных почв.

змей и пойманная молния, сапоги-скороходы и автомобиль и т.д. Показать историю развития мысли от фантазии до воплощения фантазии в полезную людям реальность. Обязательно указать на медленность работы мысли и объяснить политическую — классовую — причину этой медлительности.

Чем обязаны люди наукам — физике и химии?

На темы этого рода отлично мог бы писать Перельман, автор серии "Занимательная физика" и пр.

Географический очерк Союза Советов.

Географические очерки главнейших государств Европы и Америки, по типу очерков Водовозовой.

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ

Иенсен. "Ледник".

Рони. "Огонь", "Вамирех". И ещё — очерк первобытной культуры, богато иллюстрированный.

Очерки по истории Египта, Греции, Рима.

Очерк по истории быта Европы до Возрождения.

Возрождение.

Исторический очерк главнейших путешествий, их цели и достижения.

Записки Берналя Диаза, солдата Кортеца, завоевателя Мексики, дадут прекрасную иллюстрацию целей путешественников-разведчиков.

История крестьянских войн.

Книжка о возникновении рабства.

Бичер-Стоу. "Хижина дяди Тома".

ПРИМЕЧАНИЯ

[ ЗАМЕТКИ О ДЕТСКИХ КНИГАХ И ИГРАХ ]
н а б р о с к и

Впервые напечатано после смерти автора в "Литературной газете", 1938, номер 27 от 15 мая, под заглавием "Неопубликованные заметки М.Горького", со следующим примечанием от редакции: "В марте 1936 года Алексей Максимович Горький записал несколько своих мыслей о том, какие игры и книги нужны детям. Часть этих заметок - два первых абзаца - была опубликована в печати (в статье С. Маршака в "Правде"). Ниже публикуем заметки А.М.Горького полностью".

Газетный текст заметок заканчивается строкою точек и подстрочным примечанием: "Последняя строка неразборчива. - Ред."; примечание это свидетельствует о том, что лицо, готовившее текст М.Горького к печати, располагало авторской рукописью. В Архив А.М.Горького данная рукопись, однако, не поступила.

Печатаются по тексту "Литературной газеты".

Раздел сайта: